ГолгофаИисус Христос в жизни / Тень смертная / ГолгофаСтраница 6
Архиеп. Иннокентий. С. 365–366.
Что же касается до подножки, обыкновенно изображаемой у креста, то такой никогда не прикреплялось.
Ф. Фаррар. С. 431–432.
Самое древнее из сохранившихся до наших дней очертание креста не содержит верхней части крестовины и напоминает букву Т.
Р. Сантала. С. 198.
Отцы церкви сравнивают крест с птицей, которая с простертыми крылами летит по воздуху, — с человеком, плывущим или молящимся с распростертыми руками, — с мачтой и реем корабля, и проч. Поскольку евангелисты не сказывают, чтобы крест Иисуса Христа был чем-либо отличен от обыкновенных крестов, да и не было в том никакой нужды, то, без всякого сомнения, должно полагать, что он имел вид вышеописанный, то есть, был четвероконечен, а считая и седалище, пятиконечен .
Архиеп. Иннокентий. С. 366–367.
Крест Спасителя, по всей вероятности, имел ту форму, которую обыкновенно придают ему, то есть он состоял из одного основного стоячего ствола, с перекладиной, проходящей вверху его. По древнему преданию, высота креста была 4 метра 80 сантиметров и длина перекладины от 2 метров 30 сантиметров до 2 метров 60 сантиметров. В течение долгого времени высказывались самые различные мнения о породе дерева или дерев, из которых сделан был крест. Научное исследование различных остатков показало, что дерево креста принадлежало к разряду шишконосных, и по всей вероятности он был сделан из сосны.
А. Лопухин. С. 845.
По достоверным указаниям древних римских писателей, крест, «несчастное дерево», делали из деревьев, считавшихся у язычников «несчастными», проклятыми, — терновника, черной смоковницы, дикой сосны.
Свящ. В. Синельников. С. 76.
.Крест, о котором идет речь, был сделан из масличного дерева, а планка, поддерживающая ноги, — из акации.
Р. Сантала. С. 197.
Кресты делались не высокие, так что ноги распятого отстояли от земли на расстоянии не более трех футов .
Архиеп. Иннокентий. С. 365–366.
Крест состоял из двух перекладин, соединенных в форме буквы Т, и был не очень высок, так что ноги осужденного почти касались земли.
Э. Ренан. С. 290.
Был четвертый вид креста в виде буквы «X», называемый «крест на крест», но он редко употреблялся.
Свящ. В. Синельников. С. 75.
Объем и размеры креста не могли быть так велики, как мы видим на множестве живописных произведений. Распятие было у римлян самым обыкновенным наказанием и ясно, что они не слишком затрудняли себя устройством орудия позора и казни. Он, без сомнения, сделан был из простого дерева, какое попало под руку (может быть, из оливы или сикомора), и сбит самым грубым образом.
Ф. Фаррар. С. 428.
Столбы из оливкового дерева для пыток, которые использовались также и при распятии, вероятно, были не более 8 футов высотой (чуть меньше 2,5 м). Из истории мы знаем, что христианских мучеников нередко казнили одновременно с известными преступниками. Таким образом их отождествляли со злодеями. Женщин распинали лицом к кресту, из соображений благопристойности. Мужчин — спиной ко древу позора.
Р. Сантала. С. 198.
Сначала крест устанавливали, затем привязывали к нему казнимого, вбивая гвозди в руки; ноги бывали иногда пригвождены, иногда же только привязаны веревками.
Э. Ренан. С. 290.
Неизвестно собственно, сколько гвоздей было употреблено при распятии; по одним, их было только три, причем один служил для прибития обеих ног вместе; по другим, что вероятнее, их было четыре, по одному для каждой руки и по одному для каждой ноги. Все греческие живописцы изображают Иисуса Христа прибитым к кресту четырьмя гвоздями. Во всяком случае, было ли число их три или четыре, несомненно то, что Спаситель был прибит гвоздями к орудию Своей казни, как на это ясно указывают слова, с которыми Он обращался к ап. Фоме.