Столкновение с РимомТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Столкновение с РимомСтраница 1
В соответствии с заголовком мы вместо обсуждения значения проповеди Иисуса с точки зрения более поздних веков будем просто рассматривать его с позиции его собственного времени и его собственного народа. Взяв за отправную точку его несомненную преданность своей религии, давайте посмотрим, что это могло означать в бурном, угнетенном и разделенном обществе его эпохи.
В таком более широком смысле можно выявить противоречия между ним и иудейскими властями на почве того, что мы можем назвать сегодня социально-экономическим базисом. Как человек действия, он не мог заниматься толкованием священных текстов или соблюдением 613 писаных заповедей Торы и 1000 неписаных ее рекомендаций — тем, что поглощало внимание религиозных ученых, книжников и т. д. Бюрократическая заскорузлость религиозных школ могла казаться ему в каком-то смысле отвратительной, особенно потому, что они, без сомнения, ассоциировались с высокомерным характером официальных интересов.
Именно это могло получить отзвук в сентенции из Матфея: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).
Слово, переведенное здесь как «праведность» (dikaiosyne), употреблено в греческом тексте Нового Завета как противоположное по значению слову «грех» и другим, подразумевающим неведение или неуважение к Торе, а также нечистоту (akatharsia). Автор евангелия рассказывает нам, что Иисус не считал педантичность знатоков религии необходимой или достаточной гарантией одобрения в Царстве Божьем. В определенном смысле — это отзвук позиции Иоанна Крестителя, который думал, что Мессия не может появиться, пока иудеи не выполнят Тору во всех деталях, и он изменит все в их обычаях по-своему, чтобы разрешить вновь избранным, новому Израилю, вновь крещенному, в чистоте получить в наследство Царство Божье.
Знаменитая фраза Иисуса: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас . ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11:28, 30) может быть понята, если мы вспомним, что он тоже намеревался исполнить Тору и волю пророков до мельчайших подробностей, т. е. это еще один путь обращения к духу Торы, который лежит в основании ее многочисленных юридических деталей.
Это, несомненно, было чертой, отделяющей Иисуса от его современников в рамках иудаизма. Он думал, что сложный анализ, который ведет к уразумению Торы, — очень извилистый путь к праведности. Следовательно, он делал ударение или даже чрезмерное ударение просто на сердечной и искренней верности принципам, которые лежат в основе Торы и являются предпосылками Царства Божьего.
Это понимание ведет нас дальше. Иисус явно питал отвращение к плохому книжнику, высокомерному в своем знании юридических формальностей и в то же время безразличному к духу Торы, но внимательное чтение евангелий показывает, что Иисус в каком-то смысле противился также и хорошему книжнику.
Если он отождествлял себя с так называемыми «ам ха-арес», т. е. с «людьми страны», простым народом Израиля, слишком занятым своими повседневными делами и не имеющим возможности уделять внимание Торе, уместное для религиозных эрудитов, то он мог бы вообще выступить против образованных классов.
По данному исследуемому вопросу даже хороший книжник в лице, скажем, раввина Хиллеля, известного своей терпимостью, был принципиально враждебен к распущенности, присущей трудящейся массе населения.
Частью благочестивой условности было противопоставление этих «людей страны» детям Бога, т. е. знатокам Торы.
Таким образом, даже если в евангелиях мы ощущаем, что Иисус в основном был заодно с фарисеями, с социальной точки зрения он мог быть против официальных властей современного ему общества. В иудейском социальном спектре того времени Иисуса можно классифицировать как фигуру, выступающую на стороне простого народа против «высших классов» — богатых и образованных.
Это может быть и основным смыслом знаменитого замечания в Евангелии от Матфея: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные . Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12, 13), с чем перекликается цитата из Луки: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее .» (Лк. 19:10)