Столкновение с РимомТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Столкновение с РимомСтраница 8
С другой стороны, надо признать, что суть всех четырех евангелий — не только в распределении вины, но прежде всего — в возвеличивании Спасителя перед лицом его гонителей — и иудейских, и римских. Поэтому вполне допустимо, что четвертое евангелие просто создало свою, более драматическую историю и для усиления эффекта включило в рассказ деталь о римской полиции.
Но это неправдоподобно. Прежде всего, потому, что в целом четвертое евангелие никаким образом не акцентирует присутствие римлян; они как бы ускользнули в потоке повествования. Драматический эффект применения слова «хилархос» и т. д. незначителен. Будучи жизненно важным в качестве искомого исторического свидетельства, оно ничего не добавляет для возвеличивания Иисуса в этот решающий момент.
Значительно разумнее оценить его по его «объявленной стоимости», т. е. как деталь, основанную главным образом на тесном переплетении с ранней традицией, которая стремилась исключить, где это возможно, все враждебные ссылки на римлян. Давайте отойдем от этого эпизода и бросим взгляд на действительный суд, который, конечно, является решающим моментом.