Столкновение с РимомТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Столкновение с РимомСтраница 4
Большая загадка, заключенная в самом событии распятия, — его мотивация — показывает движение сил, которые должны были вызвать радикальное изменение действительных фактов и придать им иной порядок в иной последовательности идей. Фактически они должны были выразить смысл казни Иисуса римлянами, который оказывал бы постоянное воздействие на историю.
Сама же головоломка проста. Она заключается в следующем: Иисус, набожный иудей, ссорится с другими иудеями, которые стали его врагами и решили его погубить, вследствие чего он в конечном итоге казнен, но вопреки нашим ожиданиям не иудеями, а римлянами. Вот что происходит на самом деле: римский прокуратор распинает политически безобидного иудея за то, что было объявлено, в первом пункте преступлением против иудейской религии, а во втором — преступлением против самого Рима, которое, как уже упоминалось, было определенно объявлено мнимым. Но все же именно преступление против Рима послужило в конечном итоге причиной распятия Иисуса.
Теперь вспомним, что самое раннее Евангелие, от Марка, не было написано, пусть в самой примитивной форме, до поколения, появившегося после смерти Иисуса, или даже несколько позже, а окончательное согласование (в высшей степени несовершенное, как мы увидим) и редактирование ранних традиционных элементов, включенных в наши современные евангелия, были проведены еще позднее. Иудейская враждебность сделала невозможным распространение универсального христианства среди иудеев, зато ареной его стала вся Римская империя.
Помня соответственно о положительном факторе новой перспективы божественного Иисуса и об отрицательном факторе — враждебности иудеев к развивающейся христианской Церкви, мы сможем увидеть, насколько за загадочной природой распятия стоит явное выражение антииудейского чувства, особенно в Евангелиях от Матфея и Иоанна.
Именно из-за этой злобы, которой проникнуты евангелия, стало бытовать распространенное мнение об ответственности иудеев за гибель Иисуса. Эта идея, выражавшаяся с различной степенью интенсивности, была лейтмотивом христианства, начиная с момента его зарождения. Создается четкое впечатление, что свою злобу авторы евангелий направляют только против иудеев, в то время как римляне считаются безобидными существами. И действительно, иногда на наших глазах предпринимается попытка, так сказать, реабилитировать римлян и оправдать, насколько это возможно, их активное участие в казни Иисуса. Согласно евангелиям, римляне—невинные орудия иудейского заговора. Нам правдоподобно и многословно рассказывают о том, что римский прокуратор Понтий Пилат действительно возражал против осуждения Иисуса, но под давлением иудеев был вынужден уступить их приговору. Это, без сомнения, господствующий ветер в атмосфере евангелий.
Теперь зададимся вопросом, почему Пилат, закоренелый и загрубелый римский функционер, решил вмешаться и спасти какого-то иудейского мечтателя? Или же, наоборот, почему соотечественники Иисуса — иудеи — настояли на том, чтобы римляне казнили его? Мы увидим, что существует более или менее сознательное желание обвинить иудеев и оправдать римлян. И именно эта антииудейская злоба авторов евангелий, отчасти объясняющая дружелюбие к римлянам, совершенно четко выявляет тот факт, что в конечном счете за реальную расправу над Иисусом тем не менее, бесспорно, ответственны римляне.
Если авторы евангелий были так враждебны к древним евреям и старались изо всех сил обвинить их в распятии Иисуса, почему, несмотря на отсутствие подробностей в повествовании, которые делают возможными различные домыслы, во всех четырех евангелиях сообщается, что именно римляне фактически приговорили Иисуса к распятию и сами привели приговор в исполнение?
Решающим документом является само распятие. Это было характерным римским способом смертной казни того времени; оно не использовалось иудеями для реализации смертного приговора. Иудейские власти имели право приговаривать к смерти через удушение, забивание камнями, сжигание у столба и обезглавливание.
Соответственно сам факт распятия Иисуса говорит о том, что это, бесспорно, дело рук римлян.