Проблема СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Проблема СавлаСтраница 2
Наконец, редко обсуждавшейся проблемой является жизнь Сав-ла до его «обращения» по дороге в Дамаск. Не сохранилось ни одного его послания, которое было бы написано в первые 14—15 лет после обращения. Что же он делал все это время? Что он чувствовал по поводу борьбы не на жизнь, а на смерть иудеев против Рима?
Говоря прямо, имеющиеся сообщения о ранней деятельности Савла — чепуха. Представление о том, что Савл мог преследовать иисусистов, — абсурдно, потому что, с одной стороны, вождь иерусалимских иисусистов — Иаков Праведный был правоверным священником Храма, в котором все иисусисты вместе с многочисленными фарисеями и священниками продолжали прилежно молиться. А с другой стороны, потому что невозможно представить, как это Савл, не занимая никакого официального поста, мог «преследовать» кого-либо.
Нам говорят:
«Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3).
«И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26:11).
Кажется, мы сталкиваемся здесь с простодушным описанием жития святого, очень далеким от реальных событий и без какого-либо интереса к фактической стороне дела.
В этом смысле, когда Савл сообщает об аналогичных своих преследованиях (Гал. 1:13), мы склонны считать это литературным украшательством и средством усиления контраста между тем, что было до и после его обращения. Это действительно проливает некоторый свет на особо хаотичные фрагменты документов, соединенных вместе по прошествии длительного времени после этих событий, чтобы создать для возникающей общины опору на некую традицию, как бы тенденциозно она ни была представлена.
Далее, в Деяниях зафиксировано странное совпадение: во время последнего визита Савла в Иерусалим (53—58 гг.) римский центурион ошибочно принимает его за Февду, александрийского еврея, который возглавил мятеж и увел «четыре тысячи человек разбойников» в пустыню (21:38). Февда явно претендовал на мессианский статус.
В любом случае, как нам кажется, Савл мог быть другом или же учеником Февды2, чье появление совпало с поглощением Иудеи Римской империей, когда вновь возник вопрос об уплате прямой дани Риму. (Она была отменена в 41 г., когда Иудея среди некоторых других территорий была передана иудейскому царю Агриппе I после смерти императора Гая, а Агриппа I умер в 44 г.) В Деяниях (5:34—37) связаны также Февда и Иуда Галилеянин, основатель движения зелотов, что является анахронизмом. «Увод в пустыню», как отмечено выше, был военной мессианской антиримской операцией. Это был один из способов разрушения общества. Несомненно, Февда был кем-то вроде зелота или кинжальщика, хотя для римлян, без сомнений, все мятежники были кинжальщиками.
Ввиду репутации иисусистов как мятежников, т. е. продолжателей светской деятельности Иисуса, весьма значимо, что Савла так же называли «язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, представителем Назорейской ереси .» (Деян. 24:5). «Все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Деян. 17:7). Связывание Савла и Фев-ды будет важно в качестве указателя на его деятельность до того, как он начал играть свою более известную роль.
Что касается ухода Савла в «Арабию» по прошествии двух лет после его обращения, то, как пишут многие переводчики, здесь имелась в виду не современная Аравия, а Араба в нижней долине Иордана — укромная ниша мятежников, довольно близко от Мертвого моря. И вряд ли в Арабе он мог предаваться чистым размышлениям, или диалогам с собственной душой, или раздумьям по поводу личного спасения, или созданием абстрактных схем спасения человечества. Если бы он занимался только этим, то вряд ли возбудил бы враждебность языческого царя Набатии, находившегося в Петре? И трудно объяснить: почему в Дамаске его врагами были исключительно евреи? (2 Кор. 11:32). Таким образом, Савл, как и другие ему подобные (Сила), иногда представлен как зелот.