Проблема Савла
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Проблема Савла
Страница 6

Поскольку Савл считает, что пусковым механизмом наступления Мессианского Царства являлось воскресение Иисуса, а с тех пор прошло двадцать пять лет, то ему могло представляться, что до конца Мессианского Царства и установления вечного Царства Божьего осталось пятнадцать лет. Иными словами, Савл отводил Мессианскому Царству максимум сорок лет. И в этом случае он также придерживался общепринятой оценки4, но она была максимальной — крайним пределом.

Понятие «близко», разумеется, может быть весьма растяжимым. Максимальный интервал в сорок лет, большинство которых уже истекли, был коротким. Савл думал, что сама смерть находится на грани уничтожения (1 Кор. 15:26), поэтому он считал смерть избранных, твердых в преданности Иисусу особым исключением; Савл думал, что возвращение Иисуса во славе уже «у порога», оно наступит самое большее — в течение нескольких лет, т. е. через пятнадцать лет после написания его Первого послания Коринфянам и спустя двадцать пять лет после распятия. А что касается эмоций Савла, то он ожидал этого события в течение реальных недель или даже дней. Он был глубоко убежден, что его поколение — последнее человеческое поколение перед неминуемым наступлением Конца света.

Достаточно любопытно отметить, что эта временная задержка, это небольшое промедление, требующее объяснений, последовательно привело к плодотворному комплексу идей, составляющих суть основного аргумента Савла. По своей природе этот аргумент структурно увязан, следовательно, предпосылки и выводы здесь должны быть объединены, чтобы поддержать цель Савла — найти объяснение пробелу между воскресением Иисуса и Царством Божьим. Объяснение Савла, каким бы психологически обоснованным оно ни было, можно вывести только из знакомых ему идей. Его психическая проблема, временно разрешенная путем безрассудного отождествления себя с Иисусом, интеллектуально должна была быть выражена с помощью взглядов, которые он разделял с бесчисленными евреями, но в его особой ситуации их надо было выстроить в другом порядке.

Савл должен был объяснить странную, действительно необъяснимую временную задержку Второго пришествия. Что означает для Бога вновь окунуться в историю, чтобы воскресить и обессмертить человека? Если это божественный способ начать процесс установления его Царства, почему же он не закончил его? Отчего произошла задержка?

А если установление Мессианского Царства инициировалось Воскресением Иисуса, почему оно не было завершено? Как действительно можно было приступать к его установлению без плана его завершения? Как могла возникнуть пауза? И что она могла означать? И прежде всего, если подразумевалось, что Воскресение Иисуса знаменует наступление Царства Божьего, как могли все те, кто верил в это, продолжать умирать? Савл объяснял естественную смерть, провозглашая надежду, порожденную Воскресением Иисуса, что усилило его интеллектуальный прорыв, который спустя долгое время после его кончины должен был сделать его сотрясателем мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6