Исламский фактор - основа межконфессиональных конфликтов – миф или реальность?Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе
модернизации мирового сообщества / Исламский фактор - основа межконфессиональных конфликтов – миф или реальность?Страница 1
«Считается, что ислам - некая воинственная религия, которая призывает убивать неверных. Это не так, поскольку ислам как философия, как Коран мало чем отличается в этом отношении от Торы, евангелических проповедей или других ближневосточных монотеистических течений», - подчеркивает руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин.
В то же время, как мы видим из предыдущего параграфа, наибольшими темпами растет именно численность исламской цивилизации. По оценочным данным, «исламизированное» население Земли, которое насчитывало 300 млн. чел. в 1945 году, к концу XX века достигло 1,2 млрд., а к 2050 году прогнозируется - 3 млрд. чел., при общей численности населения планеты в 8 млрд. чел. Если в 1980 году мусульмане составляли 18% населения планеты, к концу столетия этот процент увеличился до 23%, а уже к 2025 году достигнет уровня в 31% (диагр. 13).
Диагр. 13.
Планируемый рост доли приверженцев ислама в населении Земли (в %)
Бурный рост населения в исламских странах разительно контрастирует с постепенным вымиранием большинства христианских европейских народов (русские не составляют в этом смысле исключения; причем в последние годы вымирание идет у нас значительно более быстрыми темпами, чем, скажем, у немцев).
Кроме того, уже многие годы происходит непрерывное просачивание мусульман в европейские страны, особенно во Францию и Германию. Например, недавно «Известия» сообщили, что в Германии проживает около двух миллионов человек, исповедующих ислам. Даже если это просачивание будет остановлено, что маловероятно, уже существующие мусульманские меньшинства при сохраняющейся разнице демографических потенциалов рано или поздно станут «большинствами».
В этих условиях мы обязаны констатировать, что уже сегодня наличие мусульманских приверженцев зримо меняет европейский пейзаж: в крупных городах поднялись десятки, сотни минаретов, а зрелище школьниц, бегущих в школу в паранджах по улицам Парижа или Кельна, перестает изумлять прохожих. Сама по себе паранджа, если вдуматься, не такая уж «дикость», как это принято считать в Европе, но все же привычнее видеть ее в совершенно ином государстве.
Здесь незримо возникает вопрос: «А как относятся европейцы к проникновению ислама на их территорию?» Приведем данные социологического исследования, проведенного по заказу Фонда имени Конрада Аденауэра демоскопическим институтом Infratest-dimap в ФРГ. Так, две трети немцев высказываются «за свободное отправление мусульманами в Германии религиозных обрядов и предписаний».
Диагр. 14
. Доля мусульман в регионах мира (в %)
Две трети опрошенных высказались за то, чтобы мусульмане, пользуясь свободой отправления религиозных обрядов, учитывали соседство с большинством населения Германии. Три четверти респондентов отвергли суждение, гласящее, что Германия - христианская страна, в которой исламу не должно быть место.
Общий вывод сотрудников Infratest-dimap гласит, что немцы в целом терпимо относятся к исламу. Подводя итоги исследования, руководитель проекта Ульрих фон Виламовиц-Меллендорф отметил, что более всего терпимость к исламу выражена у образованных слоев населения Германии, а также среди тех, кто поддерживает связи с живущими в стране мусульманами. По словам представительницы Фонда имени Конрада Аденауэра и уполномоченной по делам иностранцев в берлинском районе Шенеберг Эминэ Демирбюкен, предубеждения против ислама сильнее там, где, как, например, на востоке страны, мусульман почти не знают.