Исламский фактор - основа межконфессиональных конфликтов – миф или реальность?Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе
модернизации мирового сообщества / Исламский фактор - основа межконфессиональных конфликтов – миф или реальность?Страница 4
обращение лидера Ливийской Джамахирии М. Кадафи ко всем «исламским сепаратистам» от Филиппин до Чечни прекратить свою деятельность и прийти к мирным соглашениям;
международный коллоквиум, посвященный Блаженному Августину, проведенный в Алжире под патронажем президента страны в апреле 2001 года, о чем французская «Монд» писала, что «Алжир Бутефлики реабилитирует Блаженного Августина»; аэропорт казань онлайн
приглашение Иоанна Павла П посетить историческую мечеть Омеядов в Сирии, а патриарха Московского и всея Руси Алексия П посетить известную мечеть в Баку;
день открытых дверей, проведенный в более, чем тысяче мечетей Германии в октябре 2001 года, в котором участвовало более 1 миллиона 200 тысяч немцев;
приглашение президента Франции Ж. Ширака для выступления в главной мечете Парижа;
попытка президента Татарстана М. Шаймиева и главы мусульман республики муфтия Г. Исхакова содействовать примирению Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью (проект с приглашением Иоанна-Павла II на торжества по случаю тысячелетия Казани с знаменитой иконой Казанской Божьей Матери для вручения представителям Русской Православной Церкви).
События последних двух десятилетий ХХ века и начала XXI века в афро-азиатском регионе мира убедительно свидетельствуют о том, что процесс активизации и политизации ислама в настоящее время нарастает. Ярким проявлением растущей роли исламского фактора в мировой политике стала иранская революция 1978-1979 годов, кардинально изменившая расстановку сил на Среднем Востоке, нанесшая сильный удар по позициям США в регионе. Только после разгрома вооруженных сил Саддама Хусейна в ходе операции по освобождению Кувейта и после событий в Персидском заливе,- США смогли вновь почувствовать себя на Среднем Востоке достаточно уверено. Однако сегодня после ввода американских войск в Ирак, прихода к власти в Иране нового президента – ярого противника США, по мнению большинства политиков, этого уже сказать нельзя.
Исламский фактор играет все более заметную роль и как новый феномен геополитики. При этом, как представляется, нынешнее возрастание геополитической значимости мусульманского Востока обусловлено не только стратегическим положением региона, но и в стремительной политизацией ислама, демографическим взрывом в исламском мире, его богатыми природными ресурсами. Еще два обстоятельства геополитического порядка ставят сегодня мусульманский Восток в эпицентр глобальных противоречий.
Во-первых, крах мировой системы социализма привел к разрушению идеологизированной, конфронтационной структуры геополитической модели «Запад - Восток», но не уменьшил общей угрозы стабильности и безопасности земной цивилизации. Появление новых очагов напряженности на планете, дальнейшее нарастание мировых противоречий перемещает ось геостратегического противоборства в плоскость «Север - Юг». Это противостояние предопределено геополитическим, энергетическим, демографическим, расово-религиозным и рядом других факторов и представляет наибольшую опасность для судеб мира в ближайшей перспективе. Но «Юг» - это в первую очередь исламский мир.
Во-вторых, в результате «бурной суверенизации» мусульманских республик Средней Азии и Кавказа, ставшей возможной вследствие распада СССР, весьма вероятно возвращение мусульманских народов бывшего СССР в лоно мусульманского мира, что одновременно, означает геополитический исход России с Востока, начавшийся с вывода советских войск из Ирана (1941-46 гг.) и Афганистана (1979-89 гг.).