Исламский фактор - основа межконфессиональных конфликтов – миф или реальность?Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе
модернизации мирового сообщества / Исламский фактор - основа межконфессиональных конфликтов – миф или реальность?Страница 5
Таким образом, подводя итог исследованию диалектики взаимосвязи межконфессиональных отношений и процесса современной модернизации мирового сообщества, можно сделать следующие выводы: Во-первых, конфессиональное единство является устойчивым компонентом каждой из региональных цивилизаций (суперэтносов). Зачастую принадлежность к тому или иному этносу отождествляется с принадлежностью к конфессиональной общине, что позволяет говорить о глубокой взаимосвязи этнического и конфессионального противостояния. Межконфессиональные противоречия сами по себе никогда или почти никогда не были причиной локальных конфликтов (даже за религиозными войнами, в том числе крестовыми походами, стояли иные, более конкретные и земные причины, нежели религиозная нетерпимость, поэтому ее роль не следует преувеличивать). Но, даже будучи изначально вторичным, конфессиональный фактор может в ходе развития конфликта превращаться в один из главных.
Во-вторых, предпосылки религиозных конфликтов имеются практически в любом регионе с полиэтническим составом населения, где в силу различных причин отношения между конфессиями отличаются достаточно высоким уровнем напряженности. Причем, там, где линии этнических «разломов» совпадают или пересекаются с конфессиональными, эта напряженность приобретает отчетливо этнорелигиозный характер. При этом возникновение религиозных конфликтов объясняется действием четырех факторов: наличием «структурных» и «антиструктурных» тенденций в развитии любой системы общества; мерой совпадения или несовпадения границ государства, этноса и вероисповедания; влиянием процессов, происходящих в социуме, на религиозную подсистему; спецификой самих религиозных отношений.
В-третьих, сами конфессии ни в социальном, ни тем более в политическом отношении не представляют собой монолитный организм. Внутри них сосуществуют различные, нередко соперничающие, а то и непримиримо враждебные течения (ереси, старообрядчество в православии, ваххабизм в исламе и т.д.). Религиозная общность не размывает нации и государства, не устраняет связанные с ними особенности и интересы народов. Она не обеспечивает ни бесконфликтное развитие отношений между ними, ни мирное урегулирование возникающих конфликтов. Нередки случаи, когда религиозные различия, связанные с ними общественные идеалы и настроения, отступают на второй план перед угрозой жизненно важным интересам людей. Народы и государства, относящиеся к разным конфессиям, способны объединяться во имя общих, вне религии лежащих целей. Именно этим объясняется тот факт, что в современном мире наблюдаются процессы не только соперничества и размежевания конфессий, но и их сотрудничества, сближения.
В-четвертых, удельный вес конфессиональных факторов не является постоянной величиной не только в разных конфликтах, но и на разных этапах развития одного и того же конфликта. Однако главное состоит в том, что в любом случае конфликт является следствием и формой реакции людей на действительное или мнимое ущемление их религиозных прав и свобод.