Исламский фактор - основа межконфессиональных конфликтов – миф или реальность?Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе
модернизации мирового сообщества / Исламский фактор - основа межконфессиональных конфликтов – миф или реальность?Страница 3
Сам по себе ислам, по мнению большинства политологов, еще нуждается в реформировании - с той его стороны, что обращена к социокультурным реальностям. Процесс реформирования начался, и довольно давно, - его, собственно, начали ваххабиты в середине прошлого века, - и все же здесь еще, считают ученые-религиоведы, предстоит сделать гораздо больше, чем уже сделано. В частности, законы шариата, очевидно, следовало бы привести в некоторое соответствие с требованиями времени.
Тема активного участия исламского мира в глобализационных процессах звучала, например, на 9-ой конференции глав государств и правительств Организации Исламская конференция (ОИК), состоявшейся в Дохе осенью 2000 года: «Нам не нужно бояться глобализации, - говорил председатель ОИК эмир Катара Хамид бин Халифа. - Лучше подготовиться к ней и научиться вести дела в ее рамках, чтобы стать партнерами, вносящими свой вклад в ее формирование, получающими выгоду от ее положительного исхода и могущими в то же время предотвращать ее негативные стороны. Наш успех в достижении этого изменит соотношение сил в мире, высветит светлый лик Ислама, который ошибочно ассоциируют с отсталостью, неустойчивостью и фанатизмом».
Зато с той его стороны, что обращена к вечности, ислам бросает вызов европейской цивилизации - и этот вызов продуктивен, как бывают вообще продуктивны религиозно-культурные вызовы. «Если . признавать в истории внутренний смысл и целесообразность, - писал В.Соловьев, - тогда без сомнения такое огромное мировое дело, как создание ислама и основание мусульманской культуры, должно иметь провиденциальное значение .». Его провиденциальный смысл, насколько можно об этом судить, раскрывается и в том, как оно влияет на христианский мир.
Справедливости ради стоит отметить, что ломая сложившиеся в мире представления о традиционной бедности и отсталости стран исламской цивилизации, они в последние годы стремительными темпами развиваются экономически. Достаточно сказать, что в период с 1989 по 1998 годы суммарный рост их ВВП возрос почти в четыре раза. Высокими темпами растут военные расходы. По этому показателю исламская цивилизация опережает все остальные (кроме японской, рост военных расходов которой составил 85 %). Исламский мир закупает примерно половину продающегося в мире современного вооружения и военной техники.
Ислам - это самая молодая из мировых религий и самая политизированная среди них, самая сильная по своему влиянию на политику. И здесь, считает А.А.Нурулаев, уместно отметить, что исламский мир не без оснований начинает позиционировать себя как влиятельную силу, с которой нужно считаться сегодня, и уж совсем нельзя будет не считаться завтра. Этот мир имеет не менее одного триллиона долларовых вложений на Западе. Экономика многих стран «золотого миллиарда», в известном смысле, сидит на его «нефтяной игле». У него огромные все увеличивающиеся людские ресурсы и очень важное геополитическое положение. Все возрастающие островки исламского мира, оказываются включенными в состав населения стран Запада.
В то же время, говоря о мерах, принимаемых мусульманами в целях содействия взаимопониманию между исламским и христианским мирами, хотелось бы привести пока еще не достаточно масштабные, но достаточно убедительные неординарные, уже сделанные шаги, такие, как: