Религия и современный мир проблема взаимоотношенийДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религия и современный мир проблема взаимоотношенийСтраница 2
Бывший ДК «Энергетик» был передан церкви «Новая Жизнь» в 1997 году администрацией города по договору безвозмездного пользования в разрушенном состоянии. До передачи он не эксплуатировался более 5 лет. Церковь потратила много средств на восстановление этого здания. В результате деятельности миссионерского отдела в городе начались реакционные выступления против церкви «Новая жизнь» и ее верующих. В четверг, 24 марта в 18.00 в церкви проходило молитвенное богослужение. В этот день с 17.00 до 18.00 группа пьяных, агрессивно настроенных молодых людей (10 человек) на конечной остановке «Южная подстанция» всех выходивших из автотранспорта граждан встречали вопросом: «Вы из «Новой жизни?» И когда люди отвечали, что они идут на молитвенное собрание, они с угрозой отвечали: «Мы сегодня вас ломать будем». В воскресенье, 27 марта 2005 года у здания социально-духовного центра по адресу: ул. Селькоровская, 114 (бывший ДК «Энергетик») проводилось массовое пикетирование богослужения церкви «Новая жизнь». На пикет были собраны представители фонда «Город без наркотиков» под руководством А. Кабанова (вновь избранный депутат городской думы), присутствовал Е. Ройзман (депутат Государственной Думы), руководитель миссионерского отдела В. Зайцев, митингующие: дети, женщины и подростки, общей численностью около 30 человек. В результате действий пикетчиков были причинены телесные повреждения верующему церкви Максиму Черепанову, который попытался снимать на видеокамеру все происходящее. Кроме того, верующим препятствовали выходу из здания церкви, оскорбляли, скандировали лозунги: «Сектанты, отдайте ДК «Энергетик» нашим детям! Сектанты, убирайтесь вон из Екатеринбурга, из нашей страны». В верующих, выходящих из церкви, плевали, ударяли газетами, нецензурно выражались в адрес прихожан, автомашины верующих церкви были обклеены православными газетами.
С точки зрения К. Маркса, религия играет негативную роль как раз в силу того, что она служит фактором социальной интеграции и помогает господствующим классам поддерживать стабильность общества, тогда как историческая необходимость требует его революционного переустройства посредством классовой борьбы. Религия оправдывает существующий строй, примиряет с ним. Вместо того, чтобы пробуждать критическое отношение, она внушает смирение. Так, христианская вера в посмертное воздаяние внушает смирение и терпение бедным и бесправным. В Индии поддержанию кастового строя служила вера в перевоплощение, вера в то, что после смерти душа человека переселяется в другое материальное тело. Если он соблюдает кастовые правила - это главное требование, - он воплотится в человека более высокой касты, если нет - может даже обратиться в животное.
Перечисленные выше положительные и негативные функции на протяжении веков использовались для обеспечения целостности общества, ослабления существующих противоречий, улаживания межэтнических и других конфликтов, а также были всесторонне исследованы отечественными и зарубежными учеными-религиоведами.
Интересен здесь взгляд на эту проблему довольно неординар-ной личности в религиозной сфере - председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриар-хата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который в своем докладе на Межрелигиозном миротворчес-ком форуме высказал мысль, что основной причиной межрелигиозных проблем в мире он считает не «радикализм» тех или иных религиозных движений, а глубокое противоречие между нарастающей секуляризацией современного светского общества и традиционными духовными ценностями: «В своих взаимоотношениях с государством и светским обществом традиционные религиозные общины неизбежно сталкиваются с известным противоречием между исповедуемым ими идеалом и процессами секуляризации, которые сопровождают нынешнюю жизнь. Многие современные противоречия, которые подчас описываются журналистами как межрелигиозные, на самом деле отражают конфликт между секуляризмом и целостным, традиционным религиозным миропониманием».
Митрополит Кирилл считает ненормальным положение, при котором религия вытеснена из общественной жизни как сугубо личное дело каждого человека, а свобода личности превращается во вседозволенность, ограниченную лишь интересами других людей. Такая ситуация становится причиной глобального столкновения между двумя моделями цивилизации - секулярной и религиозной: «Конфликт, конечно, уже происходит . Тень этого конфликта недавно легла на Северный Кавказ. Что же нам делать? Открывать все новые фронты? Игнорировать остроту проблемы, ссылаясь на непонятный дикий фанатизм, и уповать на всесилие оружия, а также экономических кнутов и пряников? Полагаю, что это тупиковый путь, ведущий к жертвам и несправедливости. С другой стороны, на мой взгляд, мы все еще имеем шанс гармонизировать возникшее противоречие, избегая кровопролитного сценария».