Религия и современный мир проблема взаимоотношенийДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религия и современный мир проблема взаимоотношенийСтраница 5
Как показывает мировой опыт религиозный ренессанс, использование религии и религиозных лозунгов для обоснования самого широкого спектра требований, способствовали, помимо возрастания роли религии в общественной жизни, также тому, что религиозная составляющая стала активно переплетаться с этнической и политической. Так, в частности, Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй в своих выступлениях призывает политиков активнее использовать религиозный фактор для урегулирования конфликтов. «Сепаратистские тенденции определены искусственными политическими факторами», - заявил он, выступая на Всемирном Саммите Религиозных Лидеров в Москве. По его словам, «желательно, чтобы политики активнее использовали религиозный фактор» в решении международных проблем, в предотвращении национальных конфликтов, терроризма, сепаратизма, а также в борьбе с наркоманией, нищетой и другими проблемами современного общества.
Религиозные конфликты являются политически управляемыми. Эта фраза доктора социологии Виктора Еленского наводит на определенные мысли.
Политизация религии, по мнению ученых-религиоведов, высказанных на Международной конференции «Россия: тенденции и перспективы развития», проведенной 9-10 декабря 2004 г. в г. Москва, в большинстве случаев является закономерным результатом неудачной модернизации, вылившейся в масштабный социальный кризис, тремя ипостасями которого являются кризис экономического развития, кризис демократии и кризис национальной идентичности. Эти кризисы образуют объективные причины политизации религий. Инициатором процесса политизации является религиозно ориентированная светская интеллигенция, не обладающая глубокими знаниями о религии и поэтому интерпретирующая религиозную доктрину особым образом (в форме религиозных идеологий). Религиозные профессионалы («духовенство» в широком смысле) во многих случаях не поддерживают процессов политизации. Тому, что общество легко принимает политические религии, способствует особый характер религиозности большинства населения: религиозность носит обрядовый характер и не затрагивает глубинных слоев сознания. Важнейшим фактором завоевания сторонниками политических религий массовой поддержки, в результате которой они могут прийти к власти на общенациональном или местном уровне, является создание сети религиозно-политическими организациями альтернативных социальных институтов (школ, поликлиник, курсов), смягчающих последствия всеобъемлющего кризиса для населения. Эти институты одновременно становятся центрами религиозно-политической пропаганды.
Махатма Ганди когда-то сказал: «Те, кто думает, будто религия не связана с политикой, ничего не смыслят в политике».
Автору хотелось бы также обратить внимание на то, что сегодня, пожалуй, ни одна партия или общественное движение не пользуются таким вниманием общества, как религия. Например, в многочисленных исследованиях, проведенных в регионах России, обращается внимание на актуальность религиозного фактора во всех сферах российской действительности. Наиболее заметно присутствие православия или ислама.
А на поверхности общественной жизни в США религиозный фактор просматривается еще более зримо. Достаточно обратиться к опросу 2002 года, проведенному двумя недавно созданными организациями Pew Forum on Religion & Public Life и Pew Research Center for the People & the Press. На вопрос: «Сила Америки основывается на религиозной вере?» (диагр. 3) положительно ответили 83 % евангельских христиан и лишь 58 % католиков (отрицательно, соответственно, 14 % и 36 %). Протестантский мессианизм проявился и в ответе на вопрос: «Имеет ли Америка особое покровительство Бога?». С этим согласился 71 % евангельских христиан и только 39 % католиков.
Другим, пожалуй, основным «камнем преткновения» влияния религии на общественную жизнь является сфера образования. США, Европейские страны и Россия не являются здесь исключением. Именно в этой области в США на передний план выходит проблема разделения государства и Церкви. Довольно спорными, по мнению М.Пустовойт, являются программы по так называемым «школьным ваучерам», принятые в нескольких штатах. Согласно этим программам, родители могут получить индивидуальное финансирование для полного или частичного покрытия расходов на обучение детей в частных школах. Однако проблема, считает М.Пустовойт, состоит в том, что «ваучеры» могут быть потрачены только на обучение в церковных школах. Фактически получается, что государство оплачивает религиозное образование. И это в светском государстве, которое считает себя оплотом демократии.
Диагр. 3.
Положительный ответ жителей США на вопрос «Сила Америки основывается на религиозной вере?» (в %)
В США администрация и учителя государственных школ не имеют права ограничивать учеников в их религиозных верованиях, а также проповедовать какую-либо религию. Но, как показывает практика, все по-разному понимают смысл этих правил. Так, суды США неоднократно рассматривали дела, по которым родители учеников обвиняли учителей в том, что детям не позволяют выражать свои религиозные убеждения в сочинениях и устных выступлениях на уроках. В этих случаях судебное решение обычно выносилось в пользу учеников, так как они имеют конституционное право излагать свое мнение.