Религия и современный мир проблема взаимоотношенийДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религия и современный мир проблема взаимоотношенийСтраница 4
Конфессиональный состав Республики Беларусь. (в %)
Русская Православная Церковь, на что неоднократно указывал в своих заявлениях Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и другие церковные иерархи, всячески способствует развитию интеграционных процессов, осуществляет широкую духовно-просветительскую и благотворительную деятельность. Она решительно выступает против тех, кто стремится политизировать межконфессиональные отношения или придерживается националистических, сепаратистских взглядов.
В качестве другого примера влияния религиозного фактора на будущее устройство государства можно привести результаты анализа президентских выборов в США, которые более двухсот двадцати лет назад, 16 января 1786 года, в североамериканском штате Вирджиния приняли закон о свободе вероисповедания, автором которого был Томас Джефферсон. Профессор социологии Хьюстонского университета Линн Митчелл считает, что любому человеку, который возьмет на себя труд прочитать статьи ведущих американских периодических изданий или изучить речи ведущих политиков США, станет ясно, что религия, религиозная риторика, религиозный фактор все больше и больше присутствует в публичной американской политической и общественной жизни. Так, например, в 2006 г. Джордж Буш-младший объявил 16 января Днем религиозной свободы. В заявлении, посвященном этому дню, президент США подчеркнул роль Соединенных Штатов в борьбе с религиозной дискриминацией и защите свободы вероисповедания во всем мире. Буш в своем выступлении не говорил о религиозной свободе в самих Соединенных Штатах, поскольку подразумевается, что США в этом отношении – образец для подражания. Однако, тем не менее, проблемы, связанные с данной темой, не обошли и эту страну. Особенность Соединенных Штатов состоит в том, что идеологическая основа американской государственности – это протестантский фундаментализм. Фундаменталисты считают, что только американцам уготована миссия создать на Земле идеальное общество, живущее по христианским законам.
По мнению многих аналитиков, в победе на президентских выборах 2 ноября 2004 г. кандидата от Республиканской партии Дж.Буша именно религиозный фактор сыграл немаловажную роль. Дж.Буш, выступающий против абортов и однополых «браков», а также часто использующий религиозную риторику, получил поддержку подавляющего большинства американских христиан-евангеликов и сторонников «традиционных ценностей». По данным одного из опросов, каждый пятый избиратель при выборе будущего хозяина Белого дома руководствовался именно моральными ценностями, а не политическими или экономическими соображениями. Среди верующих, регулярно ходящих в церковь, голосовавших за Дж.Буша было, чуть ли не вдвое больше, чем сторонников его оппонента – сенатора от штата Массачусетс Джона Керри.
По данным «экзит-поллов» около 23% амери-канских избирателей назвались «белыми, консервативными христианами-евангеликами». Немаловажную роль в переизбрании Буша сыграли и американские католики. Как отмечает агентство CWN, именно они обеспечили республиканскому кандидату по-беду в «колеблющихся» шта-тах, в частности в Огайо и Флориде. Хотя протестантов в США больше, чем католиков, Католическая Церковь – самая крупная христианская деноминация страны, поэтому политики часто ведут борьбу за их голоса. Традиционно большинство католиков отдают предпочтение кандидатам от демократов, однако этот обычай в 2004 году был нарушен несмотря даже на то, что сам Джон Керри исповедует католицизм. По всем США свои голоса отдали Бушу 52% католиков, что на 5% больше, чем четыре года назад. Среди практикующих католиков, то есть верующих, еженедельно посещающих мессу, президент-республиканец завоевал 56% голосов.
Всего в третий раз в американской истории католик становится одним из главных претендентов на Белый Дом. Впервые это был Эл Смит, который в 1928 году завоевал 80% голосов своих единоверцев, и Джон Кеннеди, получивший 78% голосов католического электората в 1960 году. Причины низкой популярности Керри среди собратьев по Церкви все те же: его нежелание запрещать аборты, выступления в пользу легализации однополых «браков» и исследования стволовых клеток. Ощутимый удар по кампании Керри нанесли некоторые американские епископы, которые заявили, что не допустят сенатора к Причастию, если он придет к ним на мессу. По мнению прелатов, выступающий против запрета абортов Керри, таким образом, вступает в прямое противоречие с католическим вероучением и ему не следует принимать участия в церковных таинствах.
Необходимо также отметить, что все 43 президента, управлявших США, были христианами. По данным энциклопедии Facts About the Presidents, 12 из них были прихожанами Епископальной церкви, 8 - Пресвитерианской. Четверо президентов США бы-ли баптистами, столько же - методистами и унитарианами, двое - квакерами, один - конгрегационалистом. Также по два главы США были прихожанами Голландской Реформированной Церкви и Церкви Последователей Христа. Все эти церкви - протестантские. Джон Кеннеди остается единственным в истории США президентом-католиком. Еще трое президентов США называли себя христианами, не причисляя себя к определенной конгрегации.