Религиозный фактор – сущность и содержаниеДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религиозный фактор – сущность и содержаниеСтраница 11
Дает о себе знать и историческая память народа, запечатлевшая патриотическую деятельность Церкви в прошлые кризисные и переломные периоды формирование российского государства, освобождение от монгольского ига, Отечественная война (1812 г.) и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Показательно, что граждане России подходят к оценке социальной роли Церкви весьма осознанно, исторически конкретно.
Проведенные учеными исследования, в частности, показывают, что сегодня в России можно выделить ряд новых характеристик верующего на пороге XXI века. Верующий «помолодел», более образован, чужд социальной пассивности и политическому индифферентизму, старается пополнить свои знания, используя достижения современной науки и техники, новейших информационных средств. Некоторые его характеристики амбивалентны. Верующие больше склонны к традиционности, к своему народному «корню», к исторически «своим», подчас языческим представлениям и обычаям. Религиозная вера свободна от фанатичности, но в, то же время, у многих она не имеет четкого содержания, впрочем, как и мировоззрение неверующих людей.
Социально-политические взгляды верующих схожи с взглядами всего населения, но верующие более требовательны и непримиримы к проявлениям нравственной ущербности, социальной безответственности. В большинстве своем они поддерживают рыночные реформы, не разделяя при этом нынешние формы и методы их проведения.
Среди верующих преобладают патриотические, государственнические настроения, ориентация на необходимость восстановления достойного места России в мировом сообществе. Они больше тяготеют к порядку, сильной власти и не приемлют любых проявлений безвластия.
Таким образом, можно сделать вывод, что при наличии совокупности этих двух детерминантов усиление религиозного фактора может привести к клерикализации жизни общества. В случае если власть имеющимися в ее распоряжении средствами будет ограничивать возможности функционирования религии, а народные массы не будут испытывать потребности в ней, то общество, наоборот, секуляризируется.
Формой существования религиозного фактора в общественной жизни является функционирование религии. Наиболее типичная классификация функций религии, принятая среди современных отечественных философов, дана в учебнике «Основы религиоведения» под редакцией И.Н. Яблокова. Авторами этого учебника выделяются следующие функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
На самом деле общее число функций у религии в реальной жизни больше, чем указано авторами названного учебника. Напомним, что П. Сорокин выделял у религии функцию тестирования (по принципу «единоверец – свой, иноверец – чужой» со всеми вытекающими отсюда последствиями во взаимоотношениях с ними).
Среди вышеназванных функций отсутствует, по нашему мнению, еще одна, самая главная, центральная функция религии, выражающая то, для чего она предназначена, а именно – удовлетворение религиозных потребностей верующих людей. Главная функция религии в ее предназначении. Все остальные функции можно назвать не главными, а производными от нее. Главная функция религии в совокупности с ее не главными функциями составляет то, что обозначается понятием «роль религии».
Выполняя свои функции, религия по отношению к обществу в целом предстает как общественная подсистема. Историческая практика и современная общественная жизнь показывают, что роль этой подсистемы в том или ином обществе различна. В зависимости от исторического типа общества и конкретной ситуации, по мнению ученых-религиоведов, религия может занимать в нем и различное положение.
Первое положение характеризуется следующим: религиозное сознание в значительной степени определяет содержание общественного, группового и индивидуального сознания; религиозная деятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности; религиозные отношения «налагаются» на другие социальные связи; религиозные институты соединяют в себе власть религиозную и светскую.
Особенностями второго (противоположного) положения являются: религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном сознании (в нем доминируют другие идеологические системы); религиозная деятельность в общей системе социальной деятельности незаметна; религиозные отношения являются частным видом отношений и не влияют на другие виды отношений; духовная и светская власть разделены с явным преимуществом в пользу второй.