Религиозный фактор – сущность и содержаниеДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религиозный фактор – сущность и содержаниеСтраница 6
Например, анализ взаимоотношений между Россией и Испанией показывает, что не маловажную роль здесь играет именно религиозный фактор. Так во время своего визита в Российскую Федерацию 4 июля 2001 года делегация сената Генеральных кортесов (парламента) Испании во главе с Председателем сената г-жой Эсперансой Агирре посетила Патриаршию резиденцию в Свято-Даниловом монастыре и госпожа Агирре, приезжающая в Москву во второй раз, отметила, что, «к сожалению, западные средства массовой информации дают мало объективной информации о России». «Поэтому важно своими глазами увидеть те положительные изменения, которые происходят здесь».
В ответ на это замечание, Его Святейшество Патриарх Всея Руси Алексий II высказал убеждение, что для жителей современной Испании Россия более не есть «терра инкогнита».
По мнению В.Павловой, действительно, во многом это так, единственно, что прискорбно, что духовная жизнь России перестала быть для многих «терра инкогнита» в связи со скандалом между Римско-Католической и Русской Православной Церквами, который был достаточно подробно освещен в испанской прессе.
Сама проблема состоит в том, что руководители Римско-Католической Церкви провели структурные церковные изменения в России, не согласовав это с Русской Православной Церковью. То есть преобразовали существующие апостольские администратуры в епархии с центрами в Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске и объединили эти епархии в единую структуру – «церковную провинцию» с центром в Москве, что вызвало крайнее недовольство Русской Православной Церкви. В различных российских периодических изданиях, абсолютно не связанных с РПЦ появились гневные статьи, где говорилось об экспансии РКЦ на «каноническую территорию РПЦ» и действия РКЦ критиковались в нелестных выражениях.
Известный российский политолог А. Дугин, назвал этот шаг РКЦ не просто антиправославным, но и антирусским, заметив при этом, что это может отрицательно отразиться на отношениях между католической Европой и Российской Федерацией.
Смелость выступлений российских ученых и дипломатов обусловлена прежде всего резкой оценкой происходящего Патриархом Всея Руси Алексием II. В своем заявлении он сказал: «Русскую Православную Церковь поставили перед фактом уже принятого решения, в то время как подобные вопросы, на наш взгляд, нуждаются в предварительном обсуждении. Мы рассматриваем упомянутый шаг как недружественный и подрывающий перспективы улучшения отношений между двумя Церквами.
Образование в России такой церкви фактически означает вызов, брошенный Православию, укорененному на территории страны в течение многих столетий. На руководство Римско-Католической Церкви легла ответственность перед Богом и историей за резкое ухудшение наших отношений, за срыв только что наметившейся надежды на их нормализацию.
Совершенное Ватиканом поставило под удар способность католического Запада и православного Востока взаимодействовать как две великие цивилизации на благо Европы и мира. Ради сиюминутных выгод вновь принесена в жертву возможность общего христианского свидетельства разделенному человечеству. Возникает вопрос: продолжает ли Ватикан, как это им постоянно заявляется, считать отношения с Православной Церковью отношениями диалога и сотрудничества, или он воспринимает Православие как нежелательного соперника. Если имеет место последнее, то ни о каком согласии между нами не может идти речи».
Однако во всей этой межконфессиональной борьбе интересен тот факт, что основная часть российского населения не видит никакой угрозы в реформах, осуществленных РКЦ. Согласно опросу общественного мнения, проведенному компанией НТВ, лишь 36,84% выразили озабоченность деятельностью РКЦ на территории России, тогда как 61,40 % граждан не находят в этих изменениях ничего затрагивающего их интересы.
В то же время хотелось бы отметить, что законодательная и исполнительная власти Российской Федерации приняли самое активное участие в решении вопроса. Проблемы во взаимоотношениях Церквей, сразу были рассмотрены на заседании Государственной Думы и был принят ряд документов, осуждающих деятельность Римско-Католической Церкви, вплоть до предложения прекратить выдачу въездных виз представителям Ватикана. 12 февраля 2002 г. было опубликовано заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации, где было выражено пожелание к РКЦ воздерживаться от каких-либо преобразований, не согласовав этого предварительно с РПЦ.
Такой интерес прави-тельства России к проблемам РПЦ сразу преобразовал проб-лему из межцерковной в межгосударственную, что выз-вало большой интерес зарубеж-ной, в том числе испанской прессы. Вот как это событие осветила испанская газета «El Pais», орган, который обычно не уделяет особого внимания событиям и происшествиям религиозного характера. «Глуб-окие несоответствия вокруг самого понимания религии, пасторской деятельности и мира вообще скрываются за конфликтом между православными и католиками в России». Русская Православная Церковь, имеющая патримониальное признание государства, демонстрирует излишнюю чувствительность в отношении католиков во время соревнования по захвату душ». Интересно, что в этой фразе подчеркиваются тесные взаимоотношения РПЦ с правительством России.