Религиозный фактор – сущность и содержаниеДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религиозный фактор – сущность и содержаниеСтраница 7
Не меньший интерес журналистов вызвал телемост Ватикан – Москва, который спровоцировал резкую критику РПЦ и не менее резкие комментарии испанской прессы «Тысячи людей собрались вчера в Храме Непорочного Зачатия в Москве, чтобы разделить молитву с Папой Иоанном Павлом II и другими верующими европейцами (в видеоконференцию кроме Ватикана и Москвы были также включены Валенсия, Будапешт, Вена и Страсбург). Событие, которое было посвящено объединению христиан было интерпретировано РПЦ как еще один шаг в рамках оскорбительного враждебного миссионерства».
Следующим этапом в развитии конфликта была репатриация католических священников и отказ им в визе. Эти события были охарактеризованы испанскими журналистами еще более жестко. В газете «АВС» были опубликованы две статьи, в одной из которых официальный представитель Ватикана, кстати испанец по национальности, Хоакин Наварро Вальс заявил, что «речь уже идет о таком серьезном факте, что можно говорить об истинном гонении» и добавил, что Ватикан не получил никаких официальных объяснений происшедшему.
Вторая статья содержала уже прямые обвинения в адрес Президента Российской Федерации Владимира Путина в «поддержке этой компании и в отсутствии каких-либо действий по защите прав католиков в России, несмотря на то, что Конституция гарантирует свободу вероисповедания и равенство всех граждан перед законом».
Крупный печатный орган Испании газета «La Vanguardia» также не обошла вниманием эти события, одна из статей опубликованных этим изданием так и называлась «Россия не уважает свободу вероисповедания, а в другой было указано, что «новый двойной скандал отдаляет еще больше вопрос о визите Папы в Россию, визите, который не получил поддержки Кремля из-за отказа Московского Патриархата и который будет рассматриваться как нерешенная проблема Путина в его новой дружбе с Западом».
«Религиозные силы» всегда отмечались основными испанскими теоретиками международных отношений как достаточно влиятельные, и, несмотря на то, что католицизм в Испании сейчас «не в моде», и это, безусловно, является следствием чрезмерного увлечения религией в период правления Франко, и на сегодняшний день для многих испанцев католицизм ассоциируется с экономической отсталостью и авторитарным правлением, его влияние на жизнь страны достаточно велико,
В то же время, согласно опросам общественного мнения, 74% испанцев считают, что Церковь играет важную роль в общественной жизни. Государство финансирует церковь, и делает это вполне законно, так как католическая церковь в Испании, в отличие от РПЦ, занимается социальными проблемами, такими как, например, образование и обслуживание больниц. И нужно отметить, что католическая Церковь в Испании весьма преуспевает в сфере образования, так как обучение католических образовательных заведений считается лучшим, чем государственное или иное частное.
Немаловажным моментом является приход к власти Испанской Народной Партии, которая всегда отличалась большей приверженностью к католическим ценностям, нежели ее соперник Испанская Социалистическая Рабочая Партия.
Таким образом, католицизм в Испании не исчезает, а лишь преобразовывается, приобретая более современные подходы к духовной жизни. Да, сейчас в Испании религия не в моде, но в тоже время нужно отдавать себе отчет, что она не в моде у более молодого поколения, которое будет у власти лишь через 20-30 лет, нынешнее же руководство страны было воспитано в эпоху франкизма, когда католицизм сохранял за собой ведущие идеологические роли. Именно эти люди сейчас руководят Испанией и именно они принимают решения о судьбе испанских отношений с другими государствами. Именно поэтому конфессиональный облик русского народа, а точнее взаимоотношения наших церквей, по которому он и создается, играет немаловажную роль.
Следовательно, как мы видим, межконфессиональные конфликты вряд ли могут способствовать улучшению взаимопонимания между католиками и православными, между испанцами и россиянами. Причем, если для верующих россиян испанцы не имеют этой общей конфессиональной характеристики, то для испанцев понятие Россия и православие неразделимы и деятельность Русской Православной Церкви, которая хотя и не являясь государственным институтом, но будучи тесно связанной с госаппаратом, рассматривается как характеризующая ситуацию в России. Поэтому появление в испанской прессе статей в которых идет речь о «католиках являющихся гражданами второго класса в Российской Федерации», не может не вызвать положительного отношения к нашей стране.
В то же время необходимо отметить, что в критике, направленной РПЦ в адрес РКЦ, наибольшее внимание было уделено прозелитизму Римско-Католической церкви, которой была направлена соответствующая справка. В этом документе подчеркивалось, что православные приходы РПЦ направлены, прежде всего, на окормление русскоязычной паствы, а ни в коей мере не на миссионерскую деятельность в католических странах.