Формирование новой верыТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Формирование новой верыСтраница 1
Разгром евреев в 70 г. не привел ко всеобщим репрессиям по отношению к евреям со стороны Римской империи. Римляне не осуждали всех евреев как таковых за восстание. В конце концов, существовала значительная иудейская партия мира, которую возглавляла царская семья; сестра Агриппы II Береника поддерживала тесные отношения с сыном Веспасиана — Титом, завоевателем Иерусалима. Разумеется, именно Агриппа II и Береника финансировали Вес-пасиана и Тита в их борьбе за римский императорский трон.
Конечно, Храм уже никогда не был восстановлен. Это положило конец жертвенному культу и первосвященству, следовательно, и влиянию связанных с ними иудейской аристократии и саддукеев. Единственной общей мерой воздействия на евреев в империи в целом был налог с Храма, взимавшийся даже после разрушения самого Храма.
Иудаизм все еще продолжал существовать; фактически это означало преобладание мнения фарисеев, очищенного в очень большой степени от той воинственности, которая привела к разгрому.
Фарисейский ученый, Йоханан бен Заккай, незаметно ушел из Иерусалима во время последней осады города и восстановил новый синедрион в расположенной недалеко от Иерусалима деревне Ямнии, которая сейчас называется Рехобот.
В результате авторитет Торы был увековечен; продолжение традиции было гарантировано; канон иудейских писаний был завершен; из него были исключены апокрифы и книги, вошедшие в греческий канон.
С этого времени официальный иудаизм стал сознательно защищать себя. Главная иудейская молитва, которую повторяли в те дни, включала в себя раздел, направленный против еретиков, в число которых входили и последователи Иисуса, или иисусисты.
С той поры раввины, которые унаследовали права фарисейства, считались главными врагами развивающейся веры. Хотя евреи не могли использовать силу против последователей Иисуса, они все еще могли изгонять их из своего постоянного социорелигиозного содружества. Это отразилось во многих местах Евангелия от Иоанна (9:22; 12:42; 16:2) и особенно Евангелия от Матфея, которое часто звучит так, как будто автор жестоко борется против доминирующего фарисейства.
Иерусалим оставался городом с небольшим населением, которое, казалось бы, должно было практически исчезнуть во время последнего восстания евреев под предводительством Бар Кохбы в 132—135 гг.; некоторые последователи Иисуса снова вернулись, когда город более или менее перешел под власть римлян.
Мы уже рассматривали предубежденность к семье Иисуса со стороны римской полиции, которая выслеживала всех потомков царя Давида, что началось с Веспасиана, продолжилось при Тите и Домициане, брате Тита и его последователе, и даже при последователе Домициана — Траяне.
Короче говоря, родственники Иисуса рассматривались как потенциально опасные вплоть до конца I в. Совершенно очевиден был реальный страх перед претендентами на еврейский суверенитет.
Несомненно, происхождение от Давида Иуды Галилеянина, чьи внуки сыграли огромную роль в войне 66—70 гг., расценивалось с этих же позиций, особенно если существует какая-то доля правды в том сообщении о «двусмысленном предсказании», предположительно взятом из еврейских писаний, согласно которому некто из Палестины в шумихе, предшествовавшей восстанию 66 г., станет правителем всего мира. О повстанцах сообщалось как о «толковавших это место ложно, подразумевавших при этом одного из своих собственных людей»1, в то же время этим воспользовался наш единственный историограф Иосиф Флавий для того, чтобы поздравить самого Веспасиана как исполнившего это пророчество. Таким образом, действительное пророчество, которое толковалось в пользу еврейских предполагаемых Мессий, что являлось одной из причин возникновения трудноизлечимой оппозиции по отношению к римлянам, все еще оставалось в силе и после этой войны.
Непосредственно перед вспышкой войны Иакова Праведного сменил его двоюродный брат2; здесь, очевидно, проявился некий династический принцип. Существовала также традиция, по которой община иисусистов в Иерусалиме возглавлялась в непрерываемой последовательности пятнадцатью еврейскими «епископами». После восстания Бар Кохбы в 135 г. Адриан попытался стереть с лица земли само название и память о Иерусалиме, переименовав его в Элиа Капитолина; по-видимому, община последователей Иисуса к тому времени стала уже совершенно нееврейской3.