Формирование новой верыТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Формирование новой верыСтраница 2
В любом случае, хотя первоначальный круг последователей Иисуса в Иерусалиме исчез во время разгрома 70 г. вместе с другими восставшими, какая-то община верующих в Иисуса продолжала в Иерусалиме существовать вплоть до восстания Бар Кохбы, в котором некоторые кровные родственники Иисуса играли большую роль независимо от самих иисусистов (Бар Кохба преследовал их). После неудавшегося восстания Бар Кохбы римляне запретили на некоторое время любое поселение евреев в Иерусалиме, а также любое поселение еврейских последователей Иисуса. Евреям запретили даже посещать Элиа Капитолину. Фактически инициатива Адриана была первой попыткой геноцида, в данном случае возникшая исключительно из затянувшейся — на два века — истории еврейского сопротивления.
Конечно, для всех еврейских последователей Иисуса Иерусалим как таковой оставался объектом почитания. Вот почему они молились за него, а Иаков не прекращал свое моление в Храме, то есть в истинном месте для молитвы. Эта традиция перешла к ранним христианам, которые интерпретировали разрушение Иерусалима как наказание за убийство Иакова Праведного саддукейским первосвященником.
В 66 г. последователи Иисуса, выступавшие полностью заодно с другими «активистами» Царства Божьего, составляли неотъемлемую часть мятежа, направляемого соперничавшими друг с другом воинствующими группировками. Как и остальных «активистов», их должно было ободрить необъяснимое отступление Галла, а также медлительная кампания Веспасиана. Подобно остальным «активистам», они, должно быть, считали, что развязка наступит теперь уже скоро. Конец света наступит для всех людей, будет установлено Царство Божье, и Израилю будет даровано мировое владычество.
Все население Иерусалима, как мы уже видели, погрузилось в ужасные условия осады и связанные с нею неописуемые страдания. Кровавая бойня, голод и болезни свирепствовали в городе. В 68 г. исчез Кумран (община на берегу Мертвого моря), а два года спустя прекратил существование круг последователей Иисуса; это произошло, когда Иерусалим был опустошен, а Храм сгорел. (Легенда о его перенесении в Пеллу, на другой берег реки Иордан, является благочестивой выдумкой, предназначенной для подтверждения непрерывности, на которую гораздо позже претендовала традиция [см. Критическое приложение].)
Те последователи Иисуса, которые сохранили основные взгляды первоначального круга иисусистов в Иерусалиме, получили смертельный удар во время разгрома евреев в 70 г. В палестинских группах еврейских последователей Иисуса и вокруг них (две главные группы были названы «назарянами» и «эбионитами»), которые были привержены иудейской Торе и отказались принять, например, легенду о непорочном зачатии и вообще теорию «сына Бога», то есть те, чья вера в Иисуса ограничивалась верой в него как в простого иудейского Мессию и кто ожидал «восстановления суверенитета Израиля», — быстро увяли. Пару поколений спустя они были очернены как еретики, поскольку в это же время первоначальная община последователей Иисуса, от которой происходили такие ориентированные на евреев группировки, начала окостеневать и мифологизироваться под вводящим в заблуждение названием «Матери Церкви» и согласовала свои взгляды с появившимися греческими идеями.
Несомненно, основная иудейская идея о Царстве Божьем, к настоящему времени во всех отношениях совершенно угасшая, должно быть, оставалась достаточно могущественной для того, чтобы освободиться от своего савана и в отдельных ситуациях снова стимулировать человеческое воображение. Это случалось на протяжении столетий периодически, разумеется, вплоть до настоящего времени.
Конечно, в те дни религия была общественным делом; место индивидов в обществе определялось их религиозным статусом. Вопрос личной веры не возникал в социальном смысле в течение многих столетий. Таким образом, общины последователей Иисуса, рассеянные по всей территории, где еврейские общины первоначально пользовались привилегированным положением иудеев, фактически, в сущности, не отличались от иудеев на протяжении многих поколений после казни Иисуса.
Распространение новой религии происходило довольно быстро, хотя и не в высшей степени. Несколько столетий прошло, прежде чем она стала важным фактором в государстве.