Тайна НазаретаИисус Христос в жизни / Детство и юность / Тайна НазаретаСтраница 10
Этот престол был сделан из дерева, которое существовало со времен Соломона, сына Давидова, и был замечателен по своим очертаниям и различным изображениям.
Арабское Евангелие детства. Апокриф 39(38).
Мастерская у евреев не была нераздельной составной частью дома. Торговцы имели свои лавки на базаре: у ремесленника мастерская была около его дома.
А. Дидон. С. 129.
.В одной из притч Иисус показывает мастерскую, где работают два брата, и одному из них попадает в глаз опилка. В другой притче Он высмеивает небрежного подрядчика, который закладывает фундамент на скорую руку. В третьей напоминает, как важно все рассчитать до начала работ: «Если кто-то из вас хочет достроить башню, разве он сначала не сядет и не подсчитает расходов, хватит ли у него средств закончить строительство?» Это говорит здравомыслящий ремесленник.
Ч. Додд. С. 100.
Есть раннехристианская легенда — у гностика Иустина, — где говорится, что мальчик Иисус нередко проводил время при стадах как подпасок.
Э. Бок. С. 142.
Занятие ремеслом нисколько не мешало Иисусу развиваться умственно, чему мы имеем очевидное доказательство.
Ф. Фаррар. С. 41.
Особенно учеными считались в ту пору столяры. Когда возникал спор по поводу сложного вопроса, бывало, говорили: «Нет ли здесь столяра, сына столяра, который смог бы решить нам этот вопрос?» Иисус был столяром или сыном столяра, возможно, что он был и тем и другим.
Д. Флуссер. С. 28.
Он вместе с братьями и отцом занимался одинаковым с ними ремеслом и жил с ними под одним и тем же смиренным кровом; но можно быть вполне уверенным в том, что Он предпочитал одиночество, отыскивая уединение в зеленых горах, под фиговыми и оливовыми деревьями, во время полдневного жара и при звездах ночи. Были времена, даже во время проповедей Иисусовых, когда Он отсылал от Себя самых верных Ему и самых любимых людей, для того, чтобы остаться наедине.
Ф. Фаррар. С. 46.
Когда еврейский мальчик достигал двенадцатилетнего возраста, это означало для него увеличение меры ответственности в жизни. Он становился bar mistva, или «сыном закона».
Р. Сантала. С. 84.
С этого года он становился Бенгат-Тораг, или сын закона. До того времени он назывался катон — малолетний, а с этих пор получал название гадол, или взрослый, и с ним обращались как с полноправным. <…> С этих же пор он начинал носить тефиллин, или филактерию (повязку из пергамента со множеством священных текстов), и должен был быть представлен отцом своим в синагогу в одну из суббот, которая по этому случаю называлась Саббит тефиллин.
Ф. Фаррар. С. 32–33.
Иисусу исполнилось двенадцать лет. Он был приведен отцом в местную синагогу, сделался членом общества, и Ему вручены были, как и всем Его сверстникам, молитвенные ремни.
А. Дидон. С. 131.
Для еврейского мальчика достижение двенадцатилетнего возраста было временем критическим. Двенадцати лет, согласно еврейских преданий, Моисей покинул дом Фараоновой дочери; Самуил слышал голос, который воззвал его к пророческой деятельности; Соломон дал суд, впервые открывший его мудрость…
Ф. Фаррар. С. 32–33.
С этого возраста с ним обходятся, как со взрослым: он отвечает сам за свои действия и выходит из-под опеки; становится членом израильского общества и обязуется верно исполнять предписания Закона.
А. Дидон. С. 131.
Двенадцатилетний возраст был важным, решающим этапом в образовании еврейского мальчика. Иуда Бен-Тема (один из авторитетных раввинов времен Христа. — Е. Г.) говорит о самом себе, что в пять лет он изучал писание, Микра, в десять Мишну, а в тринадцать Талмуд; в восемнадцать лет он женился, в двадцать приобрел богатство, в тридцать — твердость, а в сорок — мудрость и так далее… Мы не должны забывать, что еврейский народ и вообще восточные жители развиваются с особой быстротой и что мальчики в эти годы должны отправлять воинскую службу и даже, к великой порче самого поколения, между палестинскими и малоазиатскими евреями считаются способными к женитьбе.
Ф. Фаррар. С. 33.
Филон, писавший во времена Христа, определяет различные возрасты человека довольно чуждыми для наших понятий чертами. «В семь лет, — говорит он, — человек становится грамматиком и логиком; в четырнадцать он совершеннолетен, потому что способен сделаться отцом подобного ему существа, а в двадцать один год рост и цвет проходят для него».
А. Лопухин. С. 63–64.
После прохождения своего рода «конфирмационного лагеря» со сдачей устных экзаменов мальчик официально становился членом синагоги.
Р. Сантала. С. 84.
К этому году мальчик, какого бы он звания ни был, согласно учению раввинов и по народному обычаю, должен был изучить какое-нибудь ремесло для независимого существования. С этого года он освобождался вполне от власти родителей, которые не могли уже продать его в неволю. <…> Согласно учению раввинов, Сефер Гилгулим (мальчик меньше 12 лет) проводил только нефес — животную жизнь, а с этой поры начинал получать руах, или дух, который, если жизнь его будет добродетельна, должен развиться в нисема — разумную душу.