Тайна НазаретаИисус Христос в жизни / Детство и юность / Тайна НазаретаСтраница 6
А. Лопухин. С. 113.
Греция, посредством скульптуры и поэзии, начертала дивные картины человеческой жизни, но в них не было ни достаточной глубины, ни широкого миросозерцания. Для этого недостаточно мрамора, искусных работников, изысканного и обработанного языка. Галилея же с помощью народной фантазии создала самый высокий идеал; сквозь ее идиллию уже виднеются вдали будущие судьбы человечества, и свет, освещающий эту картину, есть свет Царствия Божия.
Э. Ренан. С. 96.
Назарет, разрушенный в XIII веке турками, потом был построен вновь и ныне служит местом паломничества со всех стран христианского мира.
Д. Ростовский. С. 508.
Итак, детство Иисуса после непродолжительного периода пребывания в Египте, прошло в Его доме в Назарете, среди аллей и небольших холмов города. В окрестностях города находилась развилка дорог Via Maris, или «Приморский путь». Мальчик Иисус возможно наблюдал день за днем торговые караваны, которые направлялись в ближайшую гавань Птолемайс или Акко…
Р. Сантала. С. 83.
Эта волшебная местность, колыбель Царствия Божия, заменяла ему мир в продолжение многих лет; вся Его жизнь не вышла из пределов, знакомых ему с детства.
Э. Ренан. С. 75.
Долгие годы назаретская природа была развернута перед Ним. В ней-то Он любовался анемонами и лилиями, смоковницей, на которой весной появляются первые плоды; в ней Он видел, как желтеет нива, как обрезают ветви винограда, чтобы придать ему большую урожайность, как бродят пропавшие овцы, как собирают овец в овчарню. В ней Он видел, как недоверчивый шакал прятался в свою берлогу, как собирались орлы и коршуны, чтобы пожирать добычу; в ней Он видел, какой оттенок принимало солнце утром и вечером, предрекая ясную погоду или ненастье; как разливаются реки, увлекая половодьем худо построенный дом .
А. Дидон. С. 130.
.Он был способен в полной мере ощущать красоту сельской местности, прелесть и красочность цветов, молчаливую плодоносность деревьев.
В. Дюрант. С. 607.
Итак, Назарет был одним из незначительных городков Галилеи, и худая ее слава… с особенной силой падала именно на Назарет, к которому с презрением относились даже сами галилеяне. Причина этого неизвестна.
А. Лопухин. С. 44.
Слава родного города Иисуса была особенно плохой. Народная пословица, говорят, гласила: «Может ли быть что-либо доброе из Назарета!»
Э. Ренан. С. 175.
Мудрецы обычно говорили: «Если ты учишь своего ребенка торговать, то ты учишь его воровству». Назарет из-за своей близости к караванным путям в те времена представлял собой жалкую деревушку, живущую фактически торговлей всякими безделушками. Фраза: « .Из Назарета может ли быть что доброе?» — была сказана не без основания.
Р. Сантала. С. 83–84.
Однако ж, несмотря на гордое презрение, небольшой город Назарет, расположенный в здоровой и уединенной местности, между пределами великих наций и в центре смешанного населения, был высоко превознесен честью быть свидетелем детства Спасителя…
Ф. Фаррар. С. 32.
Напрасно стали бы мы искать уголок земли более спокойный и приятный, более уютный, светлый, укромный и в то же время открытый, чем Назарет. Если взобраться на один из холмов, которые окружают этот маленький город, например, на тот, над которым господствует теперь Уади Наби-Саид, то мы увидим пред собой величественную картину. Вот на севере высокие горы Галилеи и за ними белоснежный Великий Гермон, одиноко воздымающийся к небесам. На востоке гордо высится Фавор… Целый мир распростирается пред взорами человека, и невольно представляешь себе, как Иисус, поднявшись на эту вершину, молился небесному Отцу и взирал на неизмеримые земные пространства, как на поле, которое Ему предстояло покорить и сделать плодоносным.
А. Дидон. С. 130.
Если когда-нибудь мир, оставаясь христианским, придет к лучшему пониманию того, какие места следует ему почитать, и захочет заменить истинными святыми местами апокрифические и ложные святыни, чтимые благочестием грубого века, — то только на этой возвышенности Назарета он построит свой главный храм.
Э. Ренан. С. 75.
Юный израильтянин в то время основное свое воспитание получал в синагоге.
А. Дидон. С. 127.
Каждый город, кроме того, обязательно должен был иметь свою школу, так как «город, говорит Талмуд, не имеющий своей школы, должен погибнуть».
А. Лопухин. С. 48.
Иерусалим погиб из-за того, что пренебрегал воспитанием своих детей .
Изречение из Талмуда
Школьным учителем в маленьких еврейских городках был всегда гассан или чтец синагоги.
Э. Ренан. С. 77.
Ничто так мало не походило на наше современное воспитание, как воспитание молодого израильтянина в Иудее во время Ирода. В наше время общественная школа играет главную роль, она отрывает ребенка от родительского дома с десятого до двадцатого года и вручает его учителю; такой школы у евреев еще не существовало. Только в Иерусалиме имелась народная школа, которую называли Бет-Гасефер, дом Книги. Учрежденная за столетие до Иисуса фарисеем Симоном Бен-Шеташ, она послужила образцом для школ, открываемых во всех городах и селениях, по распоряжению знаменитого священника Иисуса Бен-Гамала, около 64 года по Рождестве Христовом.