«Паулинизм» — новый мирТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / «Паулинизм» — новый мирСтраница 9
В этом мире изобретения Савла, в его собственном представлении условно и временно магические из-за приближающейся великой перемены, стали полностью, автономно и навечно магическими в пределах Церкви, что было вызвано неправильным пониманием его идей. Выражаясь кратко, можно сказать, что мистическая импровизация Савла, заключающаяся в том, что событие, первоначально связанное с некоторым другим событием в хронологически последовательном будущем — то есть получением благ избранными в надвигающемся будущем от воскресения Иисуса после его Славного возвращения, — было трансформировано в состояние ума и эмоций с реальным существованием в настоящем. Верующие, которые вначале верили, что они будут спасены после Славного пришествия, постепенно были замещены верующими, которые верили в спасительное действие своей веры в реальное присутствие божества в данный момент. Именно это создало Церковь; с этого момента Церковь стала хранилищем динамических трансформаций в своих пределах, оставаясь сама статичной. Она стала учреждением, привязанным к скучному, банальному миру, но являющимся средством для динамических преобразований: она могла благодаря силе (динамике), которую она в себе заключала, предложить спасение «там и потом».
Одним словом, исторически ориентированный монотеизм, основанный на абсолютном различии между Богом и его творением, был вытеснен динамической магией, способной трансформировать мироздание, частью которого была она сама. Савл создал новую и автономную составляющую изначального мироздания.
Если говорить более конкретно, потенциальные возможности, присущие Савлову апофеозу Иисуса, были окончательно реализованы; магизирование таинств стало глобальным. Это являлось естественным следствием возвеличивания Христа; соответственно были возвеличены модальности общности с ним. Беспредельное возвеличивание Иисуса привело к беспредельному возвеличиванию евхаристии.
Хотя евхаристия отчасти коренилась в иудейской символике, однако вскоре она была преобразована этим возвеличиванием и прежде всего — переносом ее функции на магические затеи. Она перестала быть символом, а вместо этого стала модальностью власти. Это — таинство, в котором Бог снова становится добровольной жертвой в каждый момент совершения данного ритуала. Это приводило к следующей цепочке мыслей: «Сила порождается магическим, а это генерирует мистическую пользу для всех участников, которых неисчислимое множество»3.
Обобщающая формула Савла, первоначально связанная с ограниченным во времени и пространстве событием в истории, была освобождена от всех привязок к определенным времени и пространству; она воспарила вверх как абсолютная абстракция, которая в то же время была ограничена новым состоянием космоса, то есть магическим институтом Церкви. Подобно языческой мысли, формула Савла установила новую разновидность реальности для природного мира; эта формула создала положение, в котором верующий мог использовать резервуар природной силы, совершенно независимый от Бога. Это была часть ловкого магического обмана, доступного каждому человеку.
Личная мука Савла, его болезненность, его страх перед смертью, его навязчивая одержимость, его жажда облегчения породили расширенную, модернизированную, бесконечно продолженную концепцию вселенной, в то же время создавая процедуры для приспособления к ней. Он восстановил, возвеличил, углубил и интернализировал магию. И он структурировал эту магию. Идеям Савла, первоначально призванного охватить непосредственную истерию идей, воспламененных ожиданием приближающегося блаженства в Мессианском Царстве, был придан вид, так сказать, алгебраической формулы, которую можно было при желании расширить. Гибкая по своей сути, эта формула, преодолевая в умах верующих осознание человеческой смертности, могла выразить состояние вселенной.
В итоге мысль Савла включала в себя понятие, которое через провозглашение возможности воскресения связывалось с изменением мира; то есть Иисус делает воскресение возможным для избранных, потому что он устанавливает Мессианское Царство. Позже, после того как эта идея была преобразована, Иисус рассматривался как делающий бессмертие возможным благодаря магии, присущей его субстанции. Иисус осуществляет в своей собственной личности до тех пор не существовавшие условия для воскресения.
Материальное, облаченное Савлом в полумагические элементы, созданные для ситуации, в которой они автоматически уничтожаются после преобразования мира, было паганизировано до состояния вневременности. Историческая концепция Савла была превращена в магическую концепцию гарантированного бессмертия через процедуру, встроенную в мир.
Именно из-за упущений в анализе (провал Савла как историка!) его общие идеи, разрушенные в течение его жизни подчиненностью его по отношению к центральной иудейской власти, могли с исчезновением этой власти воспарить ввысь как парадигма страдания всего человечества, как основание универсальной религии.