Институирование
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Институирование
Страница 1

Евреи были значительной силой в Римской империи; по количеству они составляли приблизительно 10% населения, возможно около 7 миллионов. В Египте каждый седьмой или восьмой житель был евреем; в Александрии — каждый третий. Как religio licita иудаизм был санкционирован римским законом.

Евреи были известны как древнейший народ, не считая, конечно, египтян, чья элита тем не менее была стерта эллинизмом. Казалось, что еврейские писания происходили из самого начала времен.

Евреи имели некоторые конституционные привилегии; они были освобождены от службы в армии и не должны были платить дань местным богам. В качестве наемников они считались в основном энергичными, мужественными и упорными; в то время у них не было репутации ловкачей. По-видимому, римляне уважали евреев, несмотря даже на то, что сама по себе Палестина была источником постоянного раздражения.

Согласно иудейской доктрине, язычники должны были подчиняться семи «Ноевым» законам (касающимся идолопоклонства, богохульства, нарушения целомудрия, кровопускания, воровства, поедания плоти еще живых животных и правосудия в целом). Любой язычник, живущий на еврейской земле, был вынужден подчиняться этим «Но-евым» законам, хотя не должен был подчиняться Торе.

Бесчисленных язычников влекло к иудаизму, что явилось кульминационным пунктом движения миссионерской активности, которую проводили хасмонейские цари. До войны против Рима иудеи были настроены дружественно к новообращенным; как мы уже видели, иудаизм проник даже в самый верхний слой империи и, конечно, в двор Нерона.

Предполагалось, что частично обращенные в иудаизм, «богобоязненные», вдобавок к соблюдению «Ноевых законов», будут подчиняться десяти заповедям, соблюдать субботу, воздерживаться от оскорбительного поведения и платить храмовый налог. Хотя их и не допускали к жертвоприношениям, но они могли принимать участие в ритуалах и церемониях. Они не должны были совершать обрезание и соблюдать пищевые ограничения. Завершающей стадией было, разумеется, полное обращение. Полностью обращенный становился полноценным иудеем во всех отношениях.

Понадобилось два поколения после казни Иисуса для того, чтобы иудейски ориентированные последователи Иисуса растворились в массе новообращенных язычников, и немного больше времени для того, чтобы идеи, связанные с Савлом, были вырваны из своего исторического контекста и стали теологией нового религиозного института.

Для Савла, как мы уже видели, не было никакого смысла создавать какой бы то ни было институт, будь то спекулятивный или организационный; он считал, что близко Царство Божье, которое наступит при Конце света. И даже после разрушения в 70 г. Храма последователи Иисуса все еще чувствовали себя на пороге лишь-чуть-чуть-отсроченного Царства Божьего и совершенно не нуждались ни в какой организации.

Таким образом, вначале единство верующих было простым. Они сформировали единый народ Бога, Тело Христа — «одно тело и один дух . Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех нас»1.

Поначалу организация общин последователей Иисуса была колеблющейся, так сказать, нащупывающей себе почву. Не было создано никакого разумного обоснования, не совершалось никакой попытки к систематизации; но как только начало ощущаться первое разочарование в скором пришествии Царства Божьего и все яснее становилось, что Царство это не наступит ни через день, ни через месяц, ни через год, были сделаны первые попытки к организации. Через два поколения после Савла мы можем уже разглядеть появление двух должностей — епископа и старейшин (пресвитеров).

К тому времени епископ как верхушка пирамиды уже, возможно, был учрежден, хотя здесь трудно обобщать. Не было никакого деления на духовенство и мирян, никакого посвящения в священники (только рукоположение в присутствии группы верующих) и никакого представления о том, будто епископ должен быть наделен какой-то властью. Не было даже уверенности в том, что епископ (даже в том случае, когда он был один) являлся единственным лидером группы. Различие между епископом и пресвитерами не фор-мализировалось, то есть не было установлено.

Ко времени Игнатия, епископа из Антиохии, приблизительно в 110 г. появились уже епископы, пресвитеры и диаконы. Более того, эта организационная структура переплеталась теперь с основными идеями нарождающейся Церкви — с христологией, доктриной о духе, таинствах и идее Церкви, которые все вместе составляли духовное, а также организационное обоснование иерархии. К этому времени епископ стал представителем Бога в пределах общины. Конечно, невозможно проанализировать постепенный переход от мирского лидера группы, в которой все были равны, к монархическому положению епископа, главы священнослужителей (что гораздо позднее завершилось в виде института папства, в котором первый епископ римского престола стал первым епископом Церкви, а еще позднее — папой).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10