Большой лук СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Большой лук СавлаСтраница 1
Странно, что поражение Савла сделало его фигурой, потрясшей весь мир. То, что он остался существовать как основатель христианской теологии, является сбивающим с толку и, разумеется, непостижимым феноменом. Его логически сложная, страстная мысль — колоссальный успех, как это могло показаться ему, в решении проблемы, поставленной перед его поколением воскресшим Иисусом, — была, в конце концов, расстроена крахом его анализа.
Великие идеи Савла сформировали Церковь; принятые рассеянными общинами верующих в Иисуса, они были преобразованы в фундаментальные установления новой религии — воплощение, искупительное распятие, мистическое Тело Христа, мистическое Тело Церкви, таинства.
Однако ключевое представление Савла — грядущее Царство Божье и предшествующая ему космическая борьба, — было просто отброшено, предано забвению и вытеснено Церковью, вечным институтом, существование которого Савл, конечно, не мог предвидеть.
Сам жизненный путь Савла был определен провалом идеи Славного пришествия, которое очаровало его. Именно этот провал ему надлежало оправдать. Это сделало его чем-то таким, что он едва ли мог понять, — теологом (класс, который в иудаизме с его полнейшей простотой едва ли мог существовать вообще). Придуманный для объяснения значения одного необычайного факта, его анализ, полностью опровергнутый событиями и вследствие этого, в сущности, неправильно понятый, стал основой уникальной доктринальной системы. Не смог бы он также понять и, несомненно, показалось бы ему самой гротескной из всех ироний то, что его собственные писания, убеждая читателей в том, что, несмотря на все преходящие явления, Спаситель должен прийти в скором будущем, станут краеугольным камнем установлений, построенных на крахе его предсказаний.
Так как же произошло, что провал Конца света не был понят последователями Савла просто-напросто как прямое противоречие всему, что он говорил? Если предпосылки какой-нибудь дедуктивной цепи смещены, то вся система взглядов, в основе которой они лежат, должна разрушиться. Каким образом логика Савла могла устоять перед саморазрушением? Почему последнее поколение, являвшееся фактически первым, которое осуществляло это, просто не отбросило идеи Савла и не отвернулось от них? Как Церковь смогла возникнуть на обломках своих первоначальных надежд?
Канонизация Савла основывалась на полной фальсификации его мысли, что, совершенно естественно, было необходимо для эволюции Церкви, которая вытеснила собою Славное пришествие. Докт-ринальное единство должно было приписываться мифологическим основателям мифологического организма; Савл был интегрирован доктриной самой Церкви и подчинен ей. Странным было и остается только то, почему никому не удавалось воспринять подлинные идеи в изложении Савла и как в особенности протестантские реформаторы, распахнувшие Писания Савла перед мирянами, смогли все еще остаться верными их неправильной интерпретации.
Любопытно вспомнить, что до Лютера непоколебимой аксиомой было то, что Савл придерживался точно таких же взглядов, что и Симон-Петр и двенадцать апостолов, то есть был в этом плане заодно с «Матерью Церковью», что является вымышленной конструкцией гораздо более поздней эпохи; это было, конечно, первоначальным искажением действительной истории.