Большой лук Савла
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Большой лук Савла
Страница 3

Подобным образом дело обстоит и со взглядом Савла на грех. Внутренняя последовательность его очищения от грехов, происходящего после крещения, неизбежно ограничивалась его взглядом на блаженство, которое приобреталось преданной верой в Конец света.

Страдание, по Савлу, было, разумеется, аспектом смерти. Таким образом, именно близкая связь с Христом в страдании и смерти решала весь вопрос о грехе после крещения, поскольку, по мнению Савла, которое разделяло большинство последователей Иисуса, искупительная смерть Христа не влекла за собой прощение грехов на постоянной основе; она просто освобождала индивида от грехов, совершенных до крещения. Грехи, совершенные после крещения, можно было искупить только через страдание с Христом.

Поскольку этот взгляд является полностью логичным, он имеет значение только в том случае, когда действительно ожидается Конец света, в то время как представление о страданиях, продолжающихся в домессианский период, все еще остается в силе. Но когда верующие утратили свое убеждение в том, что сами они находились в процессе домессианского страдания, и из-за того, что в тот самый момент происходило страдание со Христом, для них не было никакого способа получить прощение грехов, совершенных после крещения.

Разумеется, для католиков эта проблема решалась очень аккуратно как часть общего решения, обеспеченного магической системой Церкви; сама Церковь могла давать отпущение грехов! Протестанты, отменив Церковь как авторитет такого рода, оказались отброшенными обратно к своим собственным средствам; для них проблема греха после крещения теоретически не могла быть разрешена вообще.

Таким образом, личное страдание Савла, не имевшее отношения к истории, — за исключением его побочных эффектов! — заново вошло в реальную жизнь через институционализацию магии; Церковь, воздвигнутая на писаниях, основанных на неправильном понимании исторического значения Савла, использовала его писания для санкционирования магических средств. Таким же образом оригинальная идея Савла, основанная на беспредельном возвеличивании личности Иисуса, была настолько богатой, что понятие искупления могло пережить крах мессианской надежды путем простого переноса фактора искупления на личность Иисуса.

Неясность учения Савла о Духе, как и неясность его доктрины спасения в целом, также дала ему возможность играть определенную роль в современную эпоху.

Несмотря на «физикализм» Савловой идеи искупления, качества, присущие ей как чему-то вроде побочного продукта, неизбежно оказывали одухотворяющее влияние. Хотя личный мистицизм Сав-ла был неразрывно связан с участием в природном, историческом, хотя и трансцендентном, процессе, он неизбежно сопровождался этическими последствиями, если посмотреть на него с индивидуальной точки зрения. Хотя то, что было значительным для Савла, связано с грандиозным установлением Мессианского Царства на земле, даже в том случае, если оно потерпело фиаско, привело к совершенно другой системе ценностей, основанных на логике его собственной системы.

Таким образом, понимая Дух как полную сумму всех эманаций потустороннего духовного мира, находящегося под владычеством Бога, Савл мог выразить это в той форме, которая, по-видимому, подходила обычным этическим импульсам людей, даже людей нашего времени. А поскольку для Савла Мессианское Царство уже началось, еще не наступив окончательно, он смог создать систему, в которой естественным было жить на земле так, будто человек, если и не находился на небесах, то, по крайней мере, думал о небесах. Поэтому, несмотря на него самого, несмотря на его собственные логические экстраполяции из космической трансформации, Савл создал анклав религиозности в повседневном мире.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18