Большой лук СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Большой лук СавлаСтраница 18
Неврозы Савла, сохраняя минимальный контакт с повседневным миром, создали сосуд для религиозных, возможно, невротических потребностей человечества. Распространяя на жизнь первоначально еврейскую схему, беспредельное несчастье Савла, его неспособность чувствовать себя свободно дали такую парадигму, которую можно было превратить в каркас для универсального мифа, и, таким образом, создали универсальный институт — христианскую Церковь, — осязаемое воплощение неисчерпаемой надежды.
Таким образом, базовые установки Савла, неправильно понимаемые в его время — не как личные излияния, связанные с конкретной исторической ситуацией (зарождающееся Мессианское Царство, часть теории Конца света), утратили свое первоначальное значение и приобрели совершенно иное как часть институционализированного комплекса универсальной религии. Модальности, придуманные для облегчения его невыносимого несчастья, были выражены с такой обобщенностью, что могли облегчить всеобщую вину через общую идею.
Еврейское мессианство в двух своих фазах (фаза Иисуса и фаза Савла), стремясь к недостижимому, вытянулось в длиннейший лук. В напряжении, возникшем между идеальными устремлениями и приземленными потребностями, смогла оформиться и укорениться колоссальная система взглядов римско-католической Церкви. Воплощая и выражая страстные желания, этот космический институт смог включить их в себя.
Иисус и Савл страстно стремились к Царству Божьему. Их страстное стремление создало тот идеал, который возбуждал энтузиазм у его последователей. Этот энтузиазм создал институты. Но идеал, будучи недосягаемым, застыл в риторике; а институты продолжали существовать.
Фантазия, воспарив ввысь, создала мировой порядок.