Большой лук СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Большой лук СавлаСтраница 2
Данное представление о гармонии является фундаментом христианского канона; закрепленное в Деяниях, оно фактически, можно сказать, дало начало нелепому недопониманию не только стычек из реальной жизни, запечатлившихся в окаменелостях самих ранних документов, но и полному непониманию действительного смысла Посланий Савла, которые в самых общих чертах, в конце концов, совершенно ясны.
Удивительно наблюдать, как небольшое изменение полностью преобразовало идеи Савла и привело к их грандиозному недопониманию. Его взгляды не только служили в качестве краеугольного камня христианства в его основных исторических формах — греческой ортодоксии (православия), римского католицизма, протестантизма, — но и просочились в искаженном виде в то, что можно назвать обобщенным религиозным сознанием современной эпохи.
Понятия, лежащие в основе взгляда Савла на веру, грех, дух и любовь, будучи коренным образом отличными от их формулировки в позднем христианстве, оказались, несмотря ни на что, способными служить его фундаментом.
Для Савла вера была просто-напросто верой в исторический переворот, предсказанный им на основе анализа истинного значения смерти и воскресения Иисуса. В силу этого она не была абсолютной. Она не была антропологическим, так сказать, взглядом или рекомендацией продлевать психологическую установку. Она была просто связана с определенным событием, с грядущим Концом света, который, в конце концов, был тем, что гарантировало отмену Торы.
Если мы вообразим, что Савл стал пресвитером и, продолжая жить, убедился в том, что он просчитался и Иисус не возвратится во славе, а Мессианская Эпоха с его смертью не начнется и что, короче говоря, у Бога были другие планы, Савл как набожный еврей вынужден был бы признать непрекращающееся значение Торы в неискупленном мире. По самой своей логике его аргумент, столь искренне задуманный на основе еврейских писаний, должен был бы вернуться к альтернативе: что же должно произойти теперь, когда Мессианское Царство по-прежнему откладывалось на неопределенное будущее?
Когда Царство Божье не наступило, взгляды Савла были бессознательно преобразованы последующими поколениями. Его понятие веры было абсолютизировано. Застыв в вакууме неоправдавшейся надежды, вера была спасена самой своей неопределенностью. Она была абстрагирована, обобщена, отшлифована и возвеличена как бессмертный идеал. Несмотря даже на то, что представление Савла о крещении и Вечере Господней просто исчезло вместе с провалом его предсказаний, формулировка, которую Савл дал обоим ритуалам, оказалась достаточно обобщенной для того, чтобы продолжать существовать как источник неизменного очарования, тайны и авторитета для бесчисленных верующих Церкви.
Протестантские ученые XIX и начала XX в. занимались фокусничеством с центральным понятием Савла — оправданием верой — в том плане, что будто возможно было толковать Савла, будто Савл некоторым образом уместен в современной эпохе. Савл стал предметом высокомерных стычек. Считалось, что его идеи являлись результатом его личной честности, совести и т. д. Но после того, как через два поколения Швейцер (1912) столь эффективно доказал, что Савл просто принимал, как само собой разумеющееся, грубое физическое представление о слиянии личностей различных существ и что это физическое представление было сердцевиной его центрального понятия бытия-во-Христе, Савла едва ли можно теперь серьезно воспринимать. Его идеи, будучи мертвыми в течение тысячелетия из-за их неправильного понимания, стали еще более мертвыми, когда их, наконец, поняли.