Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее
измененияДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на
возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее
измененияСтраница 10
Однако последние события показывают, что религиозный фактор в политической жизни России уступает свои позиции этническому, становится взаимосвязанным с ним. Так, несмотря на то, что мусульманские лидеры участвовали в выборах, исходя из исламского постулата о слитности религии и политики, их успехи были заметны в основном на региональных уровнях, тогда как на российском уровне их попытки не были удачны. Например, на выборах в Государственную Думу Российской Федерации в декабре 1995 г. общероссийское мусульманское движение «Нур» получило всего 0,6% голосов избирателей, а Союз мусульман России даже не смог пройти регистрацию. На парламентских выборах 1999 г. религиозно-политические движения вошли в состав разных общественно-политических блоков, и только таким образом смогли иметь своих представителей в высшем законодательном органе страны: общероссийское мусульманское движение «Рефах» выступило соучредителем движения «Отечество – Вся Россия» и получило 5 мест в парламенте. В-третьих, изменение позиции государства получило и определенное моральное измерение: был предпринят целый ряд шагов для исправления грубых ошибок, злоупотреблений и неправедных деяний прежних властей в отношении религиозных организаций, духовенства и верующих. Например, это указ Президента Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий, который вернул доброе имя людям, пострадавшим в те годы за веру, за свое религиозное служение. Были освобождены из мест заключения и реабилитированы сотни людей, также осужденных за свои религиозные убеждения. Были приняты Распоряжение Президента и Постановление Правительства Российской Федерации о возвращении религиозным организациям и верующим ранее изъятых у них церковных зданий, святынь и культового имущества. Своего рода актом покаяния государства стало выделение средств из бюджетов различных уровней на восстановление и реставрацию храмов и монастырей. Всенародным символом такого покаяния стало восстановление в кратчайшие сроки храма Христа Спасителя в г. Москве.
Кроме того, за прошедшие годы российских реформ Церковь, как социальный институт, значительно расширила свои возможности влияния на развитие государства, общества, личности, укрепило социальную и духовную поддержку населения страны. Как сказал об этих изменениях Патриарх Московский и всея Руси Алексей II: «После семидесятилетних репрессий и ограничений церковная жизнь начала возвращаться к своему нормальному состоянию, Церковь стала обретать искони присущее ей место в российском обществе».
По словам зампредседателя комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации Андрея Себенцова, органы власти должны более внимательно относиться к выяснению истинной идеологической направленности той или иной организации, а также к тому, кто является носителем экстремистских идей – отдельный человек или все объединение в целом.
Как это реализуется на деле можно оценить по практике последних лет, которая показывает, что проблема регистрации вновь образуемых религиозных объединений в целом перестала быть конфликтной во взаимоотношениях органов власти и верующих. Например, из действующих сегодня более 20 тысяч зарегистрированных объединений, более тысячи из них были зарегистрированы уже после принятия закона 1997 г. Однако, если быть предельно искреннем, еще имеют место случаи неправомерного отказа в регистрации верующим, которые обращаются с заявлением об этом. Причем очень часто инициатором конфликта выступают зачастую именно властные органы. Так, например, было в г.Челябинске с регистрацией группы Свидетелей Иеговы.
Анализ современной российской истории показывает, что проблема перерегистрации религиозных объединений, проводимая в соответствии с требованиями закона 1997 г., обострилась по мере приближения срока ее окончания – 31 декабря 2000 г. На начало октября 2000 г. прошли перерегистрацию около 600 общероссийских и межрегиональных религиозных центров и организаций. На законных основаниях было отказано в этом примерно 40 организациям.