Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее
измененияДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на
возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее
измененияСтраница 14
Диагр. 20.
Состав Русской Православной Церкви
В этих статистических данных, прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор количество приходов значительно превышает количество священников (на 1500). Если учесть старых, больных и тех священников, которых следует заменить уже сегодня, это число заметно возрастет. Второй важный момент – возросшее количество духовных учебных заведений. Сам по себе этот весьма отрадный факт заставляет задуматься о профессорско-преподавательских кадрах, подготовка которых, увы, давно уже не является приоритетным делом Русской Православной Церкви, хотя и должна была бы быть таковым. Предпринятая в последние два года Учебным комитетом при Священном Синоде реформа семинарского и академического образования решает эту проблему лишь отчасти. Подготовка достойных и квалифицированных педагогических и научно-богословских кадров требует особой миссионерской стратегии. Любая ошибка в подготовке профессорско-преподавательского состава умножается на количество школ и студентов в них.
Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации.
Тем не менее, подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране, в первую очередь, ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются и большинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживаются и бoльшая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов. Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 – 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России – Русской Православной Церкви, представленной практически во всех регионах страны.
Одним из вариантов, характеризующим религиозную жизнь современной России является классификация конфессий не по вероисповедным, а по социологическим характеристикам. Здесь ученые-религиоведы выделяют четыре основных группы религиозных организаций: 1. Русская Православная Церковь Московского Патриархата, нередко называемая «Церковь большинства», объективно связанная с ключевыми моментами культурно-исторического становления и национальной самоидентификацией наиболее многочисленного этноса России.
2.
Религиозные организации, глубоко укорененные в российском обществе, связанные с национальной самоидентификацией различных народов России.
Это старообрядчество, исламские объединения, традиционный буддизм, иудаизм. Сюда же можно, с некоторыми оговорками, отнести католицизм и лютеранство. Данные объединения во многом напоминают по социологическому типу Русскую Православную Церковь, для них, если исключить радикально-экстремистские группировки, обычно не характерен прозелитизм, они имеют длительный опыт существования на одной территории с «Церковью большинства». Вместе с тем, универсалистское самосознание Римско-Католической Церкви может порой выражаться и в действиях, напоминающих прозелитизм.