Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее
измененияДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на
возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее
измененияСтраница 4
С этими выводами трудно не согласиться. Россия, во-первых, одно из крупнейших в мире поликонфессиональных государств, на территории которого действуют как традиционные конфессии, так и другие конфессии и отдельные религиозные объединения. Во-вторых, это страна, расположенная в 8 часовых поясах, поэтому понятно, что в разных регионах страны религиозная ситуация имеет свои особенности. Так, например, на Дальнем Востоке серьезное влияние на состояние религиозной ситуации оказывают как традиционные китайские религии (буддизм, даосизм, конфуцианство), так и новые религиозные культы. В частности, проректор Амурского университета профессор А.П. Забияко отмечает широкое распространение в последнее время движения фалунь-гун, которое он охарактеризовал как «неэкстремистская, терпимая религия», последователи которой имеют высокий уровень образования (в основном это студенты и преподаватели вузов). Отмечается распространение православия, буддизма и шаманизма в Республике Тыва.
В связи с этим попытаемся выяснить частные особенности отношения граждан России к религии через анализ результатов социологических исследований, проведенных в нашей стране различными организациями.
В рамках проекта Voice of the People исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел в России опрос и выяснил, что 57% россиян считают себя людьми религиозными. Причем в Южном федеральном округе был зафиксирован самый высокий показатель – 62%. В городах с населением от 100 тысяч до 500 тысяч человек, респонденты несколько чаще называли себя религиозными (62%). Женщины в целом более религиозны по сравнению с мужчинами - 66% против 46% соответственно. Интересен тот факт, что среди молодых людей зафиксирован достаточно высокий уровень религиозности – 58%. Самые высокие показатели религиозности у пенсионеров – 65%, а самые низкие у респондентов в возрасте 25-34 лет (49%).
Исследование показало, что среди обладателей начального образования, а также респондентов с низким или средним уровнем дохода, количество людей, считающих себя религиозными, несколько выше (60%). 36% россиян считают себя людьми нерелигиозными. Чаще, чем в среднем по выборке об этом говорили жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов (40 и 41% соответственно), а также жители крупных городов с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек (42%). Мужчины несколько чаще называли себя людьми нерелигиозными – 43%, среди женщин этот показатель составил 30%. Респонденты в возрасте 25-34 лет в 4 случаях из 10 (43%) говорили о том, что считают себя людьми нерелигиозными – это самый высокий показатель по выборке. Также часто об этом говорили обладатели высокого уровня доходов (41%). Убежденным атеистом считает себя каждый двадцатый россиянин (4%). Больше всего таких людей проживает в Северо-Западном федеральном округе (8%), а также в сельской местности (8%).
Для оценки динамики изменения религиозности российских граждан воспользуемся данными Фонда «Общественное мнение», который, начиная с 1997 по 2004 гг. задавал один и тот же вопрос гражданам России, как правило, накануне Пасхи или вскоре после нее: «Считаете ли вы себя верующим человеком? и если да, то к какой религии вы себя относите?» – табл. № 1 (данные в % от числа опрошенных).
Таблица № 1
Результаты мониторинга «Считаете ли вы себя верующим человеком? и если да, то к какой религии вы себя относите?» (данные в % от числа опрошенных)
Конфессии |
Август-1997 |
Апрель-2000 |
Апрель-2001 |
Апрель-2002 |
Апрель-2003 |
Апрель-2004 |
Православие |
54 |
54 |
53 |
60 |
59 |
58 |
Ислам |
6 |
5 |
5 |
4 |
8 |
5 |
Другие |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Верующими себя не считают |
35 |
37 |
32 |
30 |
24 |
30 |
Затруднились ответить |
3 |
3 |
6 |
4 |
6 |
6 |