Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее
измененияДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на
возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее
измененияСтраница 12
Как видим из приведенных выше результатов и мнений, отличительной чертой современной фазы религиозных отношений в России является их конфессиональная разобщенность, поскольку каждое новое объединение стремится утвердить свои приоритеты в определенной сфере религиозной активности (например, оккультного врачевания, восточного мистицизма или нового религиозного откровения), а также максимально эффективно использовать находящиеся в его распоряжении средства личностной идентификации и социализации верующего: специфические виды культовой практики, новое эзотерическое знание и проекты построения нового социума (сектантских коммун, социально-религиозных объединений и производственных единиц, основанных на совместном труде единоверцев).
Подведем промежуточные итоги исследования религиозной ситуации в современной России.
Во-первых
, большинство населения позитивно оценивает религию, считает ее сегодня одним из устоев этнической и мировой культуры, признает значительный вклад традиционных религиозных институтов в сохранение нравственных ценностей человечества. Рейтинг доверия населения к Церкви со стороны населения, как показывает большинство исследований, значительно превышает 50%. Например, в Пермской области он составляет 54,6% - это наивысший показатель среди всех остальных социальных институтов.
Во-вторых
, налицо резкое преобладание в общинах различных конфессий лиц, осознавших свою религиозность именно в последние годы. Отсюда высокий процент неофитов, что не может не влиять на жизнь общины и, особенно, на характер межрелигиозных отношений. В результатах проведенных учеными исследований фиксируется качественный сдвиг в характере религиозности – число верующих неуклонно растет и в настоящее время эта категория составляет около трети всех религиозно ориентированных граждан.
В-третьих
, перед Российским государством все религии равны. Теоретически этому принципу следует любая демократическая страна. Однако на практике некоторые религиозные организации подчас оказываются «равнее» других.
Наконец, в-четвертых
, за минувшее десятилетие, отмечается прирост удельного веса верующих. Однако справедливости ради хотелось бы отметить, что анализ результатов оценки религиозной обстановки за последние десять лет показывает, что вполне возможно, 1998 год стал пиком подъема религиозности, за которым наступила стабилизация и некоторое снижение религиозно-мистических проявлений.
Таким образом, процесс формирования религиозного сознания граждан России далек от завершения. Налицо интерес граждан к религии, стремление самоидентифицировать себя с определенной конфессией, но в тоже время объем религиозных знаний у большинства из них пока еще мал.
Если же рассматривать по каким позициям изменилось отношение общества к религии и церкви, то здесь ученые-религиоведы выделяют следующее. Во-первых, изменение в общественном сознании оценки исторической и современной роли религии и религиозных организаций, в первую очередь Русской Православной Церкви, рост их престижа, индекса доверия к религиозным организациям в глазах общественного мнения. Это, в свою очередь, породило определенные общественные ожидания, частично оправдавшиеся, частично – преувеличенные, о способности церкви содействовать преодолению кризиса российского общества. Подобные замеры общественного мнения неоднократно проводились различными социологическими службами, в частности регулярно проводятся Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Во-вторых, это изменение отношения общества к религии и церкви нашло свое выражение в обращении к религии, в смысле принятия веры, значительных масс населения.