Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения
Страница 6

В то же время нельзя забывать, что Россия - многоконфессиональная страна. Анализ результатов мониторинга, проведенного Фондом общественного мнения, показывает, что сегодня для российских граждан характерно мнение, что в России могут распространяться любые религии, но приоритет должны получить традиционные. Это положение отображено, по сути, в той или иной форме в некоторых законодательных актах, принятых в Российской Федерации и ее регионах. Однако оно получило значительно меньшую поддержку среди верующих (17,9% православных, 13,8% мусульман) и среди неверующих (15,1%). Не воспринимает абсолютное большинство всех мировоззренческих групп населения и возможность распространения любых религий 4,2% православных, 5,2% мусульман, 8,9% неверующих.

Казалось бы, Конституция Российской Федерации гарантирует свободу совести всем. Но есть, оказывается, как считают многие, в том числе и представители Русской Православной Церкви, «традиционные религии», которые должны пользоваться особыми привилегиями. Например, категорическую убежденность в том, что в России могут существовать только традиционные религии (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и др.) почти в равной мере выражают верующие православные и мусульмане (34,6% и 14,5%, соответственно). Эту позицию разделяют 21,8% неверующих (диагр. 14). Сходный удельный вес и у более взвешенной позиции, допускающей полное равноправие всех религий, за исключением сект, которые посягают на достоинство, права и свободы личности. Этой позиции придерживаются 32,7% православных, 32,8% мусульман и 35,3% неверующих.

Диагр. 14.

Отношение граждан России к существованию в государстве только традиционных религий (в %)

Таким образом, при всем плюрализме мнений о возможных вариантах распространения различных религиозных течений, в том числе новых культов и движений, преобладающими для российского общества являются тенденции одновременной поддержки и традиции, и терпимости. Данную философию М.П.Мчедлов называет осмотрительной толерантностью.

Для оценки тенденций изменения религиозной ситуации в России за точку отсчета, по мнению ученых, необходимо брать вторую половину 80-х – начала 90-х гг. ХХ века, т.е. конца советской эпохи, так как определенное изменение отношений общества и власти к религии и Церкви наметилось уже в 1985-1988 гг., с началом «перестройки» и в процессе подготовки и празднования 1000-летнего юбилея Крещения Руси. Связано это с тем, что религиозная ситуация до этого времени характеризовалась жестким государственным контролем за деятельностью религиозных организаций, ограничением возможностей религиозной проповеди и распространения религии, преследованиями духовенства, религиозных проповедников и верующих, активным утверждением атеизма всеми средствами идеологического влияния коммунистической партии и государства.

Результатом такой политики и идеологического воздействия, а также и объективного действия процесса секуляризации, активно идущего во всем мире, было оттеснение религии на периферию общественной жизни и общественного сознания, прогрессирующее сокращение числа верующих, особенно в молодых поколениях, в наиболее социально активных и образованных группах населения, что фиксировалось социологами как снижение уровня религиозности. Например, социологические исследования тех лет показывали уровень религиозности в городах лишь 20%, в сельской местности – 25-30% и выше. В то же время, в регионах традиционного распространения ислама отмечалось процентов 30-50% и выше (диагр. 15).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19