Восстание и распятие
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Восстание и распятие
Страница 1

Мы уже заметили некоторые странности, содержащиеся в повествовании евангелий о римском суде над Иисусом. Они составляют часть той мозаики-загадки, на которую я уже ссылался. Возможно ли заполнить остальную часть мозаики-загадки другими элементами, на которые намекается в евангелиях, или дедуктивным методом вывести из них? Давайте посмотрим, существует ли какой-нибудь путь заполнения пробелов, существующих в традиционном сюжете.

В чем заключалась суть деятельности Иисуса в Иерусалиме?

Основное содержание евангельского повествования таково: во главе группы людей Иисус вошел в Иерусалим; на некоторое время он захватил Храм; потом его предали; затем его судили, вынесли приговор и казнили за подстрекательство к мятежу.

Теперь, если мы снова примем за исходную точку распятие Иисуса, наше внимание неизбежно будет приковано к еще одному элементу в этом суммарном наброске краха Иисуса, который по своему подтексту гораздо больше потрясает, чем даже само распятие. Иисус завладел Храмом. Насколько это было возможно?

Иудейский Храм, считавшийся в древности самой великолепной святыней в мире, был огромным зданием. Разрушенный Навуходоносором в 586 г. до н. э., он был вновь отстроен в 518— 516 гг. до н. э. по возвращении евреев из своего первого изгнания. Ирод Великий восстановил его в еще более величественном виде: более 200 ярдов в ширину и 450 ярдов в длину. Его перестраивание началось в 20—19 гг. до н. э. Масштаб восстановительных работ был так велик, что ко времени Иисуса — то есть спустя сорок шесть лет (согласно Ин. 2:20) — они еще не были закончены. Работа над надворными строениями и дворами в действительности продолжалась целых 80 лет; она не была закончена даже к 62—64 гг., а в 70 г. во время осады Иерусалима Храм был сожжен дотла.

Храм был духовным центром еврейской национальной жизни. У него был гигантский штат служителей — до 20 тысяч человек — для выполнения самых разнообразных функций.

Он был также огромной общественной сокровищницей. Как и другие святилища в восточном мире того времени (и даже в еще большей степени), он был в сущности национальным банком. Там находились огромные богатства в виде «денег на одежду», упоминаемые в Евангелии от Матфея (6:19), и вещи, отделанные драгоценным металлом, а также большие суммы денег и огромные вклады, сделанные индивидуальными кредиторами, среди которых были не только богатые люди, но и вдовы и сироты. Не допускалось, чтобы эти вклады лежали там бесполезным грузом. Храм не был хранилищем. Эти деньги постоянно находились в обороте. Евреи, как и другие народы эллинистического мира, унаследовали от Вавилона всю систему векселей, закладных и личных чеков, изобретенных задолго до этого, и огромные богатства Храма постоянно разблокировались в денежных переводах по всему миру. Хотя верно и то, что евреям не разрешалось проявлять какой-либо интерес к сделкам между евреями, при этом им не запрещалось получать прибыль от еврейских коммерческих предприятий, и этот запрет не распространялся на сделки между евреями и неевреями. С точки зрения сложной сети деловых отношений, которые преобладали по всей империи, должны были существовать способы обойти данный запрет на участие в прибыльных операциях между евреями.

Короче говоря, самой важной и солидной организацией в стране — и физически, и функционально — был Храм. Он был соответственно защищен. Его главной защитой был римский гарнизон Иерусалима, состоявший из когорты в 500—600 человек с обычным сопровождением из лагерной обслуги и кавалерийского взвода. Имелась и полицейская охрана Храма, очевидно довольно многочисленная, ввиду масштаба учреждения и людских толп, постоянно проходящих через Храм даже в обычное время. На большом же ежегодном празднике Пасхи скопление людей достигало огромной концентрации: десятки тысяч паломников приходили не только из Иудеи и Галилеи, но также со всех концов света. Вероятно, по случаю Пасхи римляне значительно усиливали свою стандартную когорту, вводя в Иерусалим большее количество войск. И хотя это не вполне определенно, несомненно, что римляне держали в Форте Антония у границы храмового района крупный отряд, когда Савл был арестован (Деян. 21) за то, что привел в Храм нехристианского грека, выказав явное пренебрежение к закону иудейской чистоты. Так что похоже, что Форт Антония был оккупирован еще до того, как Иисус вошел в Иерусалим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22