Восстание и распятиеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Восстание и распятиеСтраница 12
Таким образом, когда Иисус читал проповеди и совершал крещение в Пирее, он выступал в качестве ученика Иоанна; он совершал не свое крещение, т. е. он не развертывал собственное движение. Когда же он покинул Иоанна, он перестал быть его последователем и начал новое дело, которое дошло до нас, по крайней мере в ритуальном аспекте, т. е. в организационной форме, и характеризовалось некрещением.
Короче говоря, упомянутое очищение это — крещение, а разногласия между Иоанном и Иисусом относительно него, учитывая их согласие в главном — в неминуемости Царства Божьего, должно было возникнуть из-за расхождений в программе. Если Креститель оставался «за чертой», «в стороне», в пустыне, проповедуя собственный способ подстрекательства к мятежу, то Иисус вернулся в города, назад в цивилизацию, общаясь с «мытарями и грешниками», и пытался проповедовать, чтобы «возмущать народ» (Лк. 23:5) среди оседлого населения Галилеи и Иудеи.
Таким образом, разрыв между Иисусом и Иоанном, который так туманно обрисован в четвертом евангелии, стал историческим фактом огромного значения. Его сохранение в тексте евангелий, несмотря на его противоречие со всей эволюцией официального взгляда христианства на взаимоотношения этих двух личностей, подтверждает его историчность.
В наших евангелиях были сохранены и другие признаки расхождений между двумя движениями: Креститель описан аскетом, тогда как постоянно подчеркивается, что жизнь Иисуса полностью противоречила этому образу жизни.
«Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11:18— 19, также Лк. 7:33—34).
Еще один отрывок:
«Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему [Иисусу] и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» (Мк. 2:18).
Похоже, что это показывает явную осведомленность о разделении этих трех групп или, скорее всего, о выделении из широкого круга фарисеев последователей Иоанна и Иисуса, а также осведомленность об основном различии ритуалов помимо расхождений по крещению.
Дополнительный интерес в этом тексте вызывает пропуск имени Иоанна. По-видимому, имеется в виду, что Иоанн уже исчез со сцены по причине его смерти или заточения в тюрьму, оставив своим последователям право продолжать его движение.
В Евангелии от Матфея содержится еще один очевидный намек на раскол между этими двумя людьми (Мф. 11:2—6). В нем рассказывается, что Иоанн, будучи заточен в тюрьму, посылал посланцев к Иисусу с вопросом о том, он ли действительно долгожданный Мессия? Иисус ссылается на сведения (совершаемые им чудеса), вероятно, в качестве «указателей» его статуса. Этот эпизод кончается его словами: «Блажен, кто не соблазнится о мне».
Фактом высшей важности надо считать неспособность хрониста описать здесь реакцию Иоанна или его учеников. Это лишь может означать, что ответ на претензии Иисуса, как бы их ни интерпретировали, т. е. как нечто вроде кода, относящегося к мессианскому статусу, был сдержанным, чтобы не сказать прямо — отрицательным. Иначе набожный хронист, очевидно, в восторге повторил бы уже озвученное в других местах утверждение, что Иоанн фактически был Предтечей Иисуса и сам заявил о своем предназначении.
Вероятно, главная причина путанности настоящего текста в том, что один из первоначальных документов был создан в среде Крестителя и, таким образом, должен был быть сокращен и урезан, чтобы он отвечал целям христианского автора. Как указывалось выше, целью объединения разных текстов была необходимость сохранить власть Иоанна над его все еще существующим движением, подчиняя его движению Иисуса. Это сделано в соответствии с интересами более поздней христианской общины для гармонизации требований двух лидеров. Таким образом, предпринимаются усилия, чтобы подчеркнуть также и божественность миссии Иоанна:
«Подошли к Нему [Иисусу] первосвященники, книжники и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: если скажем с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю» (Мк. 11:27—33, также Мф. 21:23—27 и Лк. 20:1—7).