Восстание и распятиеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Восстание и распятиеСтраница 5
Если это так, тогда вопрос Пилата в Евангелии от Марка (15:9) об освобождении Царя Иудейского может быть вызван простой путаницей имен. Услышав, как некоторые люди — те иудеи, которые сопротивлялись мятежу, или, возможно, сам избранный круг Храма требуют «Иисуса Варавву», он вначале думает, что они подразумевают Иисуса, и раздражен их смелостью. Позже, узнав, что они имеют в виду Варавву, члена мнимо проримской партии, арестованного по ошибке, он освобождает его. Разумеется, в евангелиях не содержится ничего более существенного для оправдания этой спекуляции, какой бы интригующей она ни была.
Теперь, когда мы приучены к идее насилия, которая повлекла за собой кульминацию карьеры Иисуса, мы будем лучше подготовлены для того, чтобы точно понять дальнейшие намеки на реальную природу его предприятия. А этих намеков существует большое количество.
Прежде всего, давайте рассмотрим все, что касается учеников Иисуса. Что, как предполагалось, должна: быпи они делать? Чем руководствовался Иисус в их выборе, нигде вразумительно не объясняется. Единственно, к чему он призывает их, — это очищать от дьяволов (т. е. исцелять боль-ных), понять его притчи и, возможно, распространять их. Но тут же ясно заявляется о том, что эти притчи были непонятны ученикам; и, когда они просят объяснить их, им говорят, что притчи специально созданы зат-руднительными для многих, хотя их объяснение было согласовано с ними.
«Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мк. 4:11—12). Однако, к несчастью (игнорируя это забавно садистское объяснение неудачной попытки иудеев принять Иисуса или, скорее, — принять традиционные церковные требования), не только люди «внешние» не понимают эти притчи — явно озадачены сами ученики Иисуса.
И [Иисус] говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? (Мк. 4:13).
Эти мистические аллегории — единственное объяснение, предложенное евангелиями по поводу Царства Божьего. Судя по словам Иисуса, притчи, ускользающие от понимания масс, озадачивают и его учеников, призванных просвещать людей.
Ученики у Иисуса были на редкость неспособными: они полны колебаний, совершенно не понимают своего лидера или его миссии (Мк. 9:6, 10; 10:13—16, 28—31, 32), власть Учителя над ними была явно не достаточна (Мк. 9:18), они ссорятся из-за старшинства (Мк. 9:34; 10:35—45), один из них — Иуда — фактически предает Иисуса, а после его ареста все они оставляют его и спасаются бегством (Мк. 14:50). Даже Симон-Камень, который кажется фаворитом Иисуса, трактуется автором евангелия очень небрежно. Хотя признается, что он первым понял роль Иисуса-Мессии, но ему не удается уразуметь необходимость страдания (Мк. 8:27—34), он венчает свои недостатки тем, что фактически отрекается от Иисуса из страха (Мк. 14:66—72).
Легко сказать, что все ученики Иисуса были очень человечны: они были таковыми; странно порочащее их и тем не менее уклончивое обхождение с ними в самой ранней традиции намекает именно на это — чисто человеческую ситуацию, существовавшую до того, как оформился «официальный» миф о них. В концепции «ученичества» (по терминологии евангельского повествования) содержится что-то бессвязное. Сам этот институт как бы повис в воздухе, не выполняя какой-либо понятной функции. И действительно, то, что слово «апостолы» — синоним «учеников» — так редко употребляется в евангелиях, вызывает большое сомнение в историчности Иисусова института апостола, особенно в связи с тем, что, как мы видели, невозможно понять его суть. Конечно, возможно, что цифра 12 появилась несколько позже как символ еврейского окружения (двенадцать колен). Также вероятно, что к моменту смерти Иисус остался с двенадцатью главными последователями.
Но даже если сам Иисус и не учреждал апостолат, это явно древний институт, поскольку вышеприведенный отрывок из Евангелия от Матфея (19:28) о двенадцати апостолах, которые будут судить двенадцать колен Израилевых, явно принадлежит к самой ранней стадии христианской традиции, подразумевая, что только евреи войдут в Царство Божье.
Но еще раз надо сказать, что речь идет о современном тексте евангелий. Если мы вообразим, что ученики — не просто проповедники того слова, которое было для них так же непонятно, как и для тех, кого они агитировали, но были на самом деле заместителями Иисуса, то картина восстанавливается в своей реальной перспективе. Конечно, они могли не быть командирами в военном смысле слова, но были ответственны за организацию предприятия с военным фактором.