Восстание и распятиеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Восстание и распятиеСтраница 2
Сама природа праздника Пасхи пришлых людей-паломников, устремлявшихся на территорию громадного святилища, делала это подкрепление необходимым.
Общепринятым военным обычаем того времени было прятать кинжалы или короткие мечи в складках широких восточных одея-ний и выхватывать их по сигналу и при нападении кого-либо. В условиях праздника Пасхи этот обычай, естественно, требовал особой бдительности.
Но даже если в это время в храмовой зоне не было значительных римских сил, то к западу от города наверняка размещались войска римлян. В любом случае захват Храма мог быть осуществлен лишь только в результате акта насилия — вооруженным путем. Иисус вряд ли мог зайти в Храм, переброситься замечаниями с охраной Храма и священниками, не говоря уже о находившихся там римских солдатах, и просто в силу своего личного духовного авторитета фактически завладеть Храмом.
Большинство теологических интерпретаций эпизода о захвате Иисусом Храма объявляют его историческим, что естественно, поскольку верующие считают весь евангельский текст буквально исторически верным, но превращают это событие в духовное или символическое. С другой стороны, либеральные исследователи Нового Завета обычно ставят под сомнение историчность данного события, но их доводы в основном наивны: они заявляют, что это должна была быть крупная акция, требовавшая применения силы, и поэтому утверждают, что она никогда в действительности не имела места. Однако повествование об Иисусе в Храме — это такая центральная тема в евангельском рассказе, такой очевидный трамплин к его аресту и суду, что надо признать его историчность.
Давайте проясним скрытый смысл этой темы.
Существенную подсказку мы находим в следующем отрывке из четвертого евангелия: «Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Ин. 2:14—15).
Здесь слова «бич из веревок» при явном намеке на насилие столь же очевидно выражают стремление снизить ценность того огромного предприятия, которое должно было осуществиться в действительности. Если мы просто представим себе размер Храма, десятки тысяч паломников, входящих в него и выходящих из него, многочисленных служителей, многочисленную полицейскую охрану, римских солдат, а также обычную реакцию самих погонщиков быков, не говоря уже о менялах, то мы убедимся, что для достижения поставленной цели требовалось нечто большее, чем простая настойчивость. Эпизод, стоящий за этим фрагментарным сообщением в четвертом евангелии, должен был быть в корне другим. Автор евангелия смягчил его, придав его действительности спиритуалистический характер.
В других евангелиях эта тенденция зашла еще дальше; в Евангелии от Матфея просто говорится:
«Иисус . выгнал всех, кто продавал и покупал в Храме, и перевернул он столы денежных менял и места тех, кто продавал голубей» (Мф. 21:12).
В Евангелии от Марка автор описывает кажущееся совершенно невинным посещение Иисусом Храма: «[Иисус] вошел в Иерусалим и пошел в Храм, и когда посмотрел он вокруг на все, поскольку было уже поздно, он вышел к Бетани с двенадцатью людьми» (Мк. 11:11).
Это звучит так, как будто была вычеркнута последняя часть обвинительного заключения. За ней следует в равной степени бесцветная фраза «Иисус начал уходить» и т. д., хотя предложение, идущее сразу не после этой фразы, которое обычно переводится как: «он не позволял никому вносить что-нибудь в Храм» (Мк. 11:16), считается некоторыми учеными неточным: они требуют внести в эту фразу вместо «что-нибудь» слово «доспехи».
Должно быть, Иисус имел достаточно внушительный вооруженный отряд, чтобы захватить это громадное здание и удерживать его некоторое время, судя по его ссылке на «каждый день», который он проводил «уча» в Храме (Мк. 14:49 и параллели). Он должен был иметь достаточные вооруженные силы, чтобы противостоять не только римским солдатам или охране Храма, но также, вероятно, и многим другим иудеям, которые, несомненно, не испытывали симпатии к галилейскому выскочке (если всерьез воспринимать враждебность иудейской толпы после осуждения Иисуса, как это описано в евангелиях). Короче говоря, сторонники Иисуса должны были быть вооружены, чтобы противостоять вооруженному сопротивлению.