«Матерь Церковь»Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / «Матерь Церковь»Страница 1
Евангелие от Луки заканчивается простой картиной вознесения Иисуса: «И когда благословлял их [учеников], стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью .» (24:51—52). Вот и все. По-видимому, последователи Иисуса основали небольшую общину, из тех, кто верил, что он — Мессия, и оставался в Святом Городе, ожидая его возвращения. Ясно, что для них это означало установление Царства Божьего.
Однако между этими событиями нет связующего моста. Когда в Деяниях мы, к своему удивлению, читаем, что один из братьев Иисуса, Иаков, был одним из тех самых братьев, которые, согласно Иоанну (7:5), «не веровали в Него», мы никак не можем понять, как же это случилось.
Что особенно удивительно, так это — судьба учеников Иисуса. Как мы уже ранее видели, повествование об их миссии само по себе, по-видимому, необычайно бессмысленно. Независимо от того, указывает ли эта бессодержательность функции на замалчивание их отчасти военной роли или нет, об их поведении во время казни Иисуса и после ни разу не упоминается; их поведение в этот переломный момент совершенно забыто самой ранней традицией. Они не только «все покинули» Иисуса и рассеялись, но — что еще удивительнее — они не появились и во время суда над ним (это, несомненно, еще одно указание на вымышленность данного эпизода в евангельских повествованиях), не присутствовали они также и на его казни и не похоронили его.
Куда же они могли подеваться? Точнее, как они могли оказаться не вовлеченными непосредственно в последнюю развязку? Почему их не арестовали?
Следует ли придавать особое значение отречению от Господа Симона-Камня? Историчность этого эпизода вызывает некоторое сомнение: возможно, это было более позднее изобретение или, может быть, это — своего рода символическая выдумка, которая, конечно, делает этот эпизод показательным как результат развития поздней традиции, а возможно, и доктринальных споров, которые, несомненно, играли определенную роль в формировании послеапо-стольской доктрины.
Опять же посмотрим на небольшую группку последователей Иисуса, мирно поклоняющихся в иудейском храме (см. Деяния); по-видимому, они должны были довольно скоро вернуться из Галилеи в Иерусалим. Ясно, что кульминационный пункт деятельности Иисуса обойден молчанием; возможно, единственный способ объяснить отречение Симона-Камня в тот момент, когда начинают петь петухи, заключается в том, что оно символизирует воспоминание о том, как последователи Иисуса избежали его участи. Они ухитрились обмануть римское правосудие, отмежевавшись от соучастия, а затем спаслись бегством.
Давайте постараемся рассмотреть, как они оправились от горького упадка духа, который они, должно быть, испытывали после распятия Иисуса, сделавшего провал с установлением Царства Божьего еще мучительнее. Это — фундаментальный вопрос. Каким образом вера в воскресение Иисуса развилась в христианство?
Я дам здесь только самый общий набросок некоторых бросающихся в глаза моментов, взятых из имеющихся у нас документов, написанных через много лет после смерти Иисуса и, более того, отредактированных и скомпилированных спустя более чем сто пятьдесят лет в виде руководства в вере для уже основанной христианской общины, занятой своим культом, а не своей земной историей.
Противоречия в евангельских текстах по поводу открытия пустой могилы Иисуса и явная бесплодность одного и того же заявления, которое мы находим в них о том, что могила, куда был помещен Иисус вечером в день его кончины, была найдена пустой на третий день после этого происшествия, показывает, что, согласно самым древним преданиям, не было свидетелей физического воскресения Иисуса. Очевидно не только это — первые несколько веков после смерти Иисуса оставалось неизвестным даже примерное местонахождение гробницы Иисуса. Она была «определена» только св. Еленой, матерью императора Константина в 326 г. н. э. в результате «божественного вдохновения».