«Матерь Церковь»Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / «Матерь Церковь»Страница 2
Самое древнее предание опирается на появление Иисуса как видения перед некоторыми его учениками, первоначально — перед Симоном-Камнем, а затем — перед другими. То есть источником вдохновения для веры в воскресение Иисуса является не предание об обнаружении пустой гробницы. Фактически само обнаружение пустой гробницы осталось бы необъяснимым без детально разработанных доказательств истинного значения этого факта. В любом случае это значение стало бы очевидным, если бы кто-то увидел Иисуса впоследствии.
По самой логике этой ситуации ясно, что именно убеждение в новом появлении Иисуса привело к историям о помещении тела Иисуса в гробницу, которая позднее оказалась пустой. Эта логика просто подтверждается тем, что детали, касающиеся рассказа о гробнице, не совпадают друг с другом.
У нас нет в распоряжении действительных данных о воскресении Иисуса в виде свидетельских показаний, заслуживающих или не заслуживающих доверия. Евангельские тексты не дают нам описаний самых ранних впечатлений учеников Иисуса; напротив, мы не видим в них ничего, кроме ритуально стилизованного отчета о том, как самая древняя Церковь спустя пятьдесят и более лет после этих событий выражала свои взгляды на воскресение Христа.
Самое древнее свидетельство о появлениях Иисуса после смерти принадлежит Савлу из Тарса и относится к периоду, отстоящему на двадцать пять лет от смерти Иисуса; к тому же оно изложено весьма неопределенно.
«Я [ .] принял [ .] что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1 Кор. 15:3—8).
В этом тексте Савл излагает основное содержание древнейшей веры. В ней практически отсутствуют какие бы то ни было детали из тех, что появились значительно позже в евангелиях. Очевидно, Савл не обладал знаниями о таких подробностях. Слова «он явился» слишком просты, чтобы предполагать их предварительную тщательную проработку, а факт использования Савлом одной и той же фразы в применении к нему самому (в то время как в других обстоятельствах он говорит, что никогда не видел Иисуса во плоти) сам по себе очень знаменателен. «Явился» — это то же самое слово, которое относили к видению, «явившемуся» вначале Симону-Камню, и оно точно определяет это видение.
Совершенно обычное качество этих видений характеризуется самой обнаженностью этого слова. Понятие «он явился пред .» или «был увиден», соответствующее значению использованного греческого слова, предполагает полную независимость любых легендарных сцен, зафиксированных во вторичных или третичных слоях евангелий; включение этих сцен является более поздней попыткой поддержать обстоятельными подробностями явление Иисуса после его распятия в таких эпизодах, как обед с учениками и т. д., о чем мы читаем в Евангелиях от Луки и Иоанна. Как указывалось выше, Савл пользовался этим же словом при описании собственного видения Иисуса; в результате, поскольку в случае с Савлом не возникает вопрос о его личной встрече с Иисусом, мы должны прийти к выводу, что Симон-Камень и другие ученики Иисуса попросту испытывали непреодолимое чувство присутствия их лидера, что фактически могло породить характерные галлюцинации или в любом случае — эмоциональное толкование какого-то визуального феномена.
Более пространный и стилизованный рассказ о видении Иисуса, составивший основу ранней традиции, помещен в Евангелии от Матфея:
«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:16—20). Здесь цель всего рассказа раскрывается в последнем предложении. Оно ведет нас к новому подтверждению христианской веры, сформировавшейся при жизни поколений уже после смерти Иисуса. Однако здесь интересны детали, касающиеся признания в существовании, вероятно, неизбежных сомнений среди некоторых его учеников.