«Матерь Церковь»Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / «Матерь Церковь»Страница 3
В историческом плане это ведет к вероятности того, что вера в воскресение Иисуса, поддержанная видениями, распространялась лишь постепенно, начавшись, несомненно, с Симона-Камня и, согласно каталогу Савла по этим видениям, повлияв, прежде всего, на двенадцать ближайших учеников, а затем — на весь круг последователей Иисуса. Сомнения в воскресении Иисуса должны были иметь самое солидное обоснование в ранней традиции, — об этом свидетельствует знаменитый отрывок из четвертого евангелия:
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал среди них и сказал: Мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:24— 29). Нет необходимости подчеркивать глубокое значение последней сентенции для Церкви. С тех пор она, естественно, была краеугольным камнем. Сама ее необходимость для утверждения веры показывает, насколько приведенный эпизод далек от любой мыслимой исторической сцены, даже если бы фраза, приписываемая Фоме: «Господь мой и Бог мой!» — не была бы полностью понятна в устах любого иудея из окружения Иисуса.
Инцидент, который, так сказать, может дать нам ключ к механизму запуска веры в воскресение, — это любопытный отрывок в конце четвертого евангелия:
«После того опять явился Иисус ученикам своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море, а другие ученики приплыли в лодке, ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложен-ный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не порвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении своем из мертвых» (Ин. 21: 1—14).
Это полностью противоречит предшествующей главе четвертого евангелия, которая является его естественным окончанием и где даются ссылки на появление в Иерусалиме воскресшего Иисуса . В последней же главе дошедшего до нас текста четвертого евангелия место действия с появлением Иисуса быстро переносится назад в Галилею, и при этом меняется и перспектива. Здесь говорится уже не о славных апостолах, вдохновленных духом Христа в качестве его заместителей на земле, а о бедных рыбаках, обескураженных провалом своей кампании против Иерусалима и отправившихся домой, чтобы заняться прежними профессиями.