«Матерь Церковь»Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / «Матерь Церковь»Страница 7
Мы уже отмечали тот факт, что последователи Иисуса во главе с его братом Иаковом были ревностными молельщиками в иерусалимском Храме. Достаточно странно, но это — доминирующая мысль, на которой заканчивается Евангелие от Луки, где после передачи последних слов Иисуса, обращенных к его ученикам, хронист продолжает так: «И возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя
Бога» (Лк. 24:52—53). Несомненно, это простая сентенция — лейтмотив описания маленькой общины, образовавшейся в Иерусалиме на основе общей преданности Иисусу. Она часто повторяется:
«Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян. 5:12). «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2:44—47).
«И все единодушно пребывали в притворе Соломоновом, а народ прославлял их» (Деян. 5:12, 13).
«И всякий день в храме и по домам не переставали учить и бла-говествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42).
И дело не только в посещении сторонниками Иисуса Храма; проблема приобретает особое значение, когда мы встречаем неумышленные признания в совершении ими ошибок при пунктуальном соблюдении законов ритуальной чистоты.
«Но Петр [Симон] сказал: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деян. 10:14).
«И когда Петр [Симон] пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян. 11:2, 3).
«Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян. 15:1).
Также сделано недвусмысленное заявление о том, что не только многие фарисеи были членами маленькой группировки:
«Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев» (Деян. 15:5).
Даже священники примкнули к ним:
«И слово Божие росло, и число учеников весьма умножилось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7).
И группа в целом поздравляет себя «за рвение к Торе».
«Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21:20).
Эти тексты показывают, что последователи Христа были набожными иудеями в течение жизни целого поколения после смерти Иисуса, и они гордились этим. Они привлекли в свою общину представителей профессиональных религиозных классов и не отошли в сторону даже от обременительных церемониальных законов.
Но это было еще не все, ибо они не только посещали Храм, фактически они проповедовали, что Иисус был Мессией (Христом). Мы уже видели, что вера в мессианство человека, с точки зрения Торы, не была богохульной, равно как не было богохульством заявить это о себе. Это могло считаться остротой, ляпсусом, манией, наваждением или заблуждением, но вопрос о благочестии не возникал. Следовательно, не было причин для иудея следовать примеру Иисуса в послушании Торе, лелея в то же время веру в божественность отдельного человека. Поскольку в этой иудейской среде не мог возникнуть вопрос об идолопоклонстве Иисусу, такая вера была в основном частным делом.
Верно, что результатом этой веры в сознании членов самой первой иерусалимской общины было убеждение в том, что Иисус, выбран-ный Богом в качестве его Мессии, собирался появиться вновь. Это быпо, так сказать, первое смещение, первая трансформация первоначальной надежды Иисуса и его учеников. Они теперь ожидали возвращения Мессии во славе вместо установления Царства Божьего. Именно это возвращение во славе должно было возвестить установление Царства. Таким образом, хотя в практическом смысле внимание концентрировалось на том же самом, произошла резкая перемена. С точки зрения потенциала веры ученики Иисуса поняли теперь божественный промысел через призму их отношения к Иисусу лично. И этот факт сам по себе заложил основу будущего возвеличивания Иисуса, его постепенного подъема от иудейского Мессии до вице-бога, властителя космоса и самого Бога, по крайней мере, в одном из его аспектов.