Агитация за Царство БожьеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Агитация за Царство БожьеСтраница 1
Каждое из первых трех евангелий представляет Иисуса как провозвестника Царства Божьего, которое «близко». «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Вот о чем говорят нам евангелия и история Иисуса Христа. Эта формула, обращающая на себя внимание своей простотой, является и древней, и исторически подлинной, особенно с того момента, когда она стала противоречить, как мы увидим, интеллектуальной конструкции, воздвигнутой над ней.
Концепция Царства Божьего — ключевой момент агитации, которая сплачивала евреев с I в. примерно до 135 г., привела к крушению Иудейского государства в войне против Рима 66—70 гг., вспыхнула в неудачном восстании Бар Кохбы 132—135 гг. и привела к созданию христианства.
Сегодня ее значение изменилось: эволюция христианства превратила эту фразу в метафору этического поведения или в упорядочивающий аспект теологии.
Но для поколения эпохи деятельности Иисуса эта концепция была вполне очевидной, реальной и динамичной. Она означала трансформацию Богом естественного мира в такой мир, в котором воля Бога будет прямо управлять человеческими делами, а затем последует восстановление благополучия евреев — избранного народа.
Идея Царства Божьего имела глубокие корни в прошлом еврейского народа. В остром конфликте с хитросплетениями язычества, в котором большой диапазон естественных явлений объяснялся разной степенью божественности, интерпретируемой сложной мифологией, религия Израиля нашла прибежище в простой идее, что существование всего во Вселенной подчинено единственному Существу, которое само ничему не подвластно — ни другому существу, ни предсуществующему порядку, ни судьбе, ни риску.
Это высшее существо — Яхве, или Иегова, — само впервые явилось иудеям, которые в силу Договора с ним стали считать себя его народом. Таким образом, Яхве с самого начала, хотя он и был Создателем Вселенной, поклонялся только один, его собственный народ. Иудейские писания — Ветхий Завет Библии, составлявшийся в течение тысячелетия, — воплощают эту первую фазу национальной еврейской истории.
Союз евреев с Яхве стал их громадным успехом, приведя к освобождению евреев из Египта, покорению Ханаана, созданию великого поселения, династий победителей. Но затем последовал спад в результате завоевания и угнетения иудеев великими державами; этот спад достиг своей крайней точки в Вавилонском пленении в 582 г. до н. э., когда высшие классы общества были фактически изгнаны из страны и переселены в Вавилон.
Эти превратности судьбы еврейского народа трудно было объяснить. Особую загадку составило возвышение Яхве, бывшего вначале местным Богом, до положения всемогущего Бога — Создателя Вселенной. Как можно было объяснить его кажущуюся беспомощность? Если его Договор с собственным народом был вечным, что же тогда произошло?
Ответ классических древнееврейских пророков был следующим: несмотря на болезни мира и катастрофы, постигшие избранный народ, обязательно наступит День Яхве. После череды ужасных бедствий и пугающих изменений на земле и в небесах будет создан новый мир, очищенный и возрожденный, причем все враги евреев, включая великие империи — Ассирию, Вавилон, будут растоптаны ужасной мощью Яхве.
Но пророков переполняло и этическое чувство, порожденное осознанием вины за невыполнение воли Создателя. Вот почему он наказал собственный народ. Страдания евреев надо было как-то объяснить, а поскольку Создателя трудно в чем-либо обвинить, то вину следовало возложить на самих евреев.
По заявлениям пророков, евреям было предопределено суровое наказание, хотя оно и не повлечет за собой их уничтожение.
Некоторые переживут все беды, а после них возродится новое поколение, приятное Яхве, и оно вступит с ним в новое соглашение, смоделированное по образцу старого договора, заключенного Яхве с человечеством после Потопа, а позднее — с евреями через Авраама, Исаака, Иакова и Моисея. Яхве передаст свой дух избранным людям избранного народа, потомкам оставшихся в живых, Иерусалим станет бесподобным городом, поклоняющимся Яхве с непорочным сердцем при неслыханном ритуальном блеске. Израильтяне объединятся, старая ненависть будет прощена, и будет создан новый, процветающий Израиль. И хотя это в основном касается только евреев, язычники тоже, так сказать, мимоходом будут купаться в сиянии Яхве и его Торы — ядра древнееврейских писаний.
В Торе не упоминаются воскресение мертвых, уничтожение смерти или завершение обычной истории с наградами и наказаниями, распределяемыми свыше. Конец света наступает в естественном мире. Эта приземленность характеризовала «классическую» фазу евреев из «обычной» истории. Хотя надежды, воплощенные в идее Конца света, включали в себя политические и сверхполитические мотивы, Конец света остался фактически связанным с этим миром и до, и во время Вавилонского пленения, закончившегося в 520 г. до н. э. Таким образом, в Царстве Божьем основными владельцами всех благ должны были стать иудеи, и это не означало конца земной истории, т. к. в раннем классическом периоде Царство Божье было банальным: Царем должен был быть Яхве. Отсюда вытекали все остальные обстоятельства.