Агитация за Царство БожьеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Агитация за Царство БожьеСтраница 7
Иуда Галилеянин был не только знаменитым повстанцем — ведь в Перее больше выделялся некий Симон, бывший раб Ирода, отличавшийся приятной внешностью и физической силой; наряду с ним стал известен пастух со странным именем Асронгас, обладавший гигантским ростом и исключительной силой. Оба были казнены, но Иуда Галилеянин держался, так сказать, «в стороне», в горах и пустынях, даже после того, как римский генерал Вар подавил в 4 г. до н. э. восстание и тысячи мятежников были распяты.
По мере нарастания римского угнетения «твердолобые» один за другим стали выдавать себя за обещанного Мессию.
Зелоты, особенно сами фарисеи, в основном, как указано выше, явно или тайно поддержанные главным течением фарисеев, должны были постепенно, используя растущий фанатизм, усиливать оппозицию Риму, что привело к катастрофической для иудеев войне 66—70 гг.
Называли ли себя сторонники Галилеянина «зелотами» изначально или нет, но позже они были известны именно под этим именем. (Само это слово употреблено по отношению к одному из приближенных Иисуса в Евангелии от Луки (6:13—16).
В любом случае показательно присутствие реального зелота среди учеников Иисуса. Появление вышеупомянутого зелота в окружении Иисуса — не случайно. Были и другие.
Если даже отбросить искушение рассматривать таинственное прозвище, данное Иакову и Иоанну, сыновьям Зеведеевым, — Воа-нергес, т. е. сыны громовы, как явное указание на их неистовую натуру, интригующим является необычное имя, данное самому Симону-Камню как раз в тот момент, когда Иисус накануне решающего действия в Иерусалиме делает его фактически своим заместителем.
В знаменитом отрывке (рассматриваемом римско-католической церковью как установление Божье) Иисус говорит Симону-Камню, когда тот впервые признает его Мессией:
— Блажен ты, Симон, сын Ионин . и отдам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:17, 19).
Помимо простого смысла, вложенного Иисусом в эту древнюю метафору, где он открыл Симону-Камню свой статус, наше внимание привлекает забавное имя — Бар Иона, обычно переводимое как «Симон, сын Иоанна».
Итак, Иуда Галилеянин, как упоминалось выше, держится «в стороне». Эта странная фраза разъясняется замечанием в Талмуде о племяннике знаменитого раввина Иоханана бен Заккаи, которого прозвали «человеком с кинжалом» и который возглавлял барьоним Иерусалима.
Слово «барьоним» происходит от арамейского слова со значением «открытая страна». Так назывались люди, жившие в чистом поле за пределами городов — отверженные, лица вне закона и экстремисты, которыми была переполнена страна. Сам Савл был по ошибке принят капитаном римской когорты за такого человека с кинжалом.
«Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?» (Деян. 21:38).
Из контекста ясно, что эти баръоним во всех отношениях напоминали зелотов. Их, несомненно, считали фракцией той же самой оппозиции Риму. Но и зелоты, и баръоним были связаны с так называемой «четвертой школой философии», упомянутой Иосифом Флавием помимо фарисеев, саддукеев и эссенов. Поскольку в знаменитом отрывке из Евангелия от Матфея слово «бар» не должно переводиться как арамейское «сын кого-либо», то имя Бар Иона, по всей вероятности, следует понимать как отзвук первоначального прозвища Симона-Камня — т. е. Симон Бэрион — Симон-экстремист, человек с кинжалом, человек вне закона, т. е. приверженец идей, выраженных Иудой Галилеянином или кем-то вроде него, к примеру Симоном Зелотом.
Жизнь «в стороне» нельзя понимать как простую географическую категорию: с точки зрения благочестивого еврейства «бегство из города» воспринималось как способ избежать вероотступничества, или греха, или в самом крайнем случае — нечистоты жизни среди идолопоклонников. Ввиду господства Рима для таких правоверных евреев существовало лишь два пути следовать Торе (т. е. второзаконному «закону верности», упомянутому ранее): победить римлян или спасаться бегством. Поскольку весь известный мир был римским и подчинялся власти «Господина мира», единственным способом избежать вероотступничества было отречение от всех и уход в пустыню, чтобы очиститься, как это делали древние иудеи.
Точнее, был и третий путь — путь квиетистов, согласных терпеливо ждать, пока Бог не сочтет удобным освободить свой народ от языческого ига. Это означало разрешить себе погрузиться в грех без всяких оправданий, кроме своей собственной слабости. Этот путь квиетистов, естественно, обладал тем преимуществом, что он не волновал власти; отдельные квиетисты могли даже получить возможность безвредно пресмыкаться. Они были идеальными с римской точки зрения. И хотя евреи-квиетисты — приверженцы Яхве также испытывали отвращение к беззаконию языческого владычества, они не прибегали к насилию.