Агитация за Царство БожьеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Агитация за Царство БожьеСтраница 3
Апокалипсис, фантастическое восприятие всех этих отклонений, был порожден коллизиями между евреями и греками; он получил наиболее яркое выражение в Книге Даниила, в последней части древнееврейских писаний. Даниил ввел в земные представления Торы то, что можно назвать элементом вертикального устремления. Апокалипсическая концепция громадного катаклизма, обозначающего разрушение нечестивого обычного мира и наступление Царства Божьего, должна была изменить духовную жизнь и послужить предостережением для человечества.
Характерной была реакция на все это одного из преемников Александра Великого (селевкидского царя Сирии — Палестины Антиоха IV Епифана, который стремился положить конец агитации за Царство Божье на обоих уровнях — на этом свете и на том).
В 166 г. до н. э. иудаизм впервые был подвергнут основательным нападкам со стороны Антиоха IV, что было частью осуществлявшейся под его руководством кампании по систематической эллинизации евреев. Антиох IV запретил изучение Торы, обрезание, пищевые предписания и традиционные жертвоприношения. Поначалу он добился некоторых успехов; у него было тесное сотрудничество с еврейской аристократией, очарованной обаянием греческой культуры и полной страстного желания приспособить совершенную простоту иудаизма к изящному космополитизму греческих правителей. На самом деле Антиох IV стал не более чем мишенью того, что по существу было уже еврейской гражданской войной.
Именно это сочетание угнетения со стороны язычников и отступничества от своих принципов самих евреев привело к возрождению евреев как нации. Маккавеи, которые полностью отвергали эллинизм и добились успеха в борьбе против Антиоха IV и евреев-эллинизаторов, основали династию Хасмонеев, а также новое еврейское государство — первое за много веков. В течение трех поколений Хасмонеи процветали: территориально их государство фактически вышло за границы владений еврейских царей, когда те находились на вершине своей власти. Однако именно военный три-умф Маккавеев привел их к гибели. Сами они вместе с многочисленной еврейской диаспорой укреплялись, начиная еще с вавилонского плена, а впоследствии столкнулись с Римом — величайшим из всех образцов эллинистической цивилизации.
Римская республика, которая расширялась по всему Средиземноморью и далеко за его пределы, неминуемо втянулась в ситуацию соперничества и интриг между различными еврейскими правителями и их союзниками. Рим проник на всю еврейскую территорию, постепенно приобретая гегемонию через посредство различных правителей, пользовавшихся его покровительством. В 63 г. до н. э. Помпей проложил себе дорогу в иерусалимский Храм: теперь эта поначалу никому не известная личность, в придачу — идолопоклонник, находился в святой обители иудаизма. Палестина оказалась под новым режимом.
Конец еврейского суверенитета, символизированный завоеванием Иерусалима римлянами в 63 г. до н. э. и угасанием мужской хас-монейской линии, изменил идею Царства Божьего, превратив ее из простой визионерской мечты в «рассадник» с семенами практических действий. Это стало главным фактором повседневной политики и «предысторией» Иисуса и Иоанна Крестителя.
Несомненно, какое-то время абсолютность римского правления была замаскирована. В период конфликта между Помпеем и Юлием Цезарем еврейский правитель Ирод Великий появился в качестве фаворита победившей политической группировки. Женившись на хасмонейской принцессе, Ирод правил евреями в пользу римлян на протяжении тридцати трех лет. Таким образом, сохранялась видимость независимости или, по крайней мере, политической обособленности: местная жизнь была более или менее нормальной, иностранными же делами управляли римляне.
Ирод Великий (правил с 37 по 4 г. до н. э.) жил на широкую ногу: огромные суммы расточались на роскошные постройки; очень тяжелым было налогообложение. Но религиозные чувства населения были буферизованы режимом Ирода на фоне реальности римского правления; сам же Ирод рассматривался внешним миром, а также евреями диаспоры как действительный иудейский царь, — слабое, несколько уродливое воплощение еврейской монархии.
Вместе с тем царственный стиль правления, которым Ирод поражал внешнюю Палестину, был полностью языческим, что усилило недоверие к нему со стороны набожных евреев из-за его происхождения (он происходил из семьи эдомитов (идумеев), лишь недавно обращенных в иудаизм), а также из-за его слепого увлечения интеллектуалами и изысканными аспектами греческой культуры. Его личные интересы в большой степени подкреплялись его публичной расточительностью, которая породила огромное экономическое давление на его подчиненных и зажгла первые искры политической агитации.
Правление Ирода Великого сфокусировало озлобленность евреев в организованном движении, которое стало самым энергичным элементом еврейской жизни вплоть до того момента, когда римляне в 70 г. разрушили Храм. Еще до этого события представители такого движения стали известны как зелоты, а также сикарии («кинжальщики» — из-за того, что они прятали у себя под одеждой кинжалы); оформилось реальное движение, которое просуществовало на протяжении нескольких поколений. В настоящее время зелоты назывались бы непримиримой оппозицией; это были экстремисты, которые отказывались принимать языческое правление. Их истоки можно обнаружить в отрывке из еврейских апокрифов (1 Мак. 2:27— 30):