Агитация за Царство БожьеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Агитация за Царство БожьеСтраница 4
«И воскликнул Маттафия в городе громким голосом: всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мной! И убежал сам и сыновья его в горы, оставив все, что имели, в городе. Тогда многие, преданные правде и закону, ушли в пустыню и оставались там, сами и сыновья их, и жены их, и скоты их».
Их вдохновение, в сущности, было религиозным: с их точки зрения, подчиниться Риму означало отказаться от монотеизма, следовательно, это было бы формой отступничества. В конечном счете их позиция основывалась на известном «законе царской власти» из Второзакония (17:14—15), который запрещал евреям подчиняться власти язычников. Из-за своей непримиримости — разумеется, связанной с их последним кровавым поражением — эти экстремисты вошли в общепринятую историю с дурной репутацией. Как правило, их соотносят с теми, кого в текстах, связанных с этим периодом, называли «разбойниками», «преступниками» и т. д., т. е. словами, которые, как указано выше, почти неизменно означают воинственных бунтовщиков, восставших против иноземной власти Рима и его вассалов.
Занимая крайние позиции еврейского политического спектра, они вышли на поверхность политической жизни после завоевания Иудеи Помпеем в 63 г. до н. э., и на протяжении долгого времени им, несомненно, симпатизировала большая часть населения, в том числе и популярная религиозная партия фарисеев; фактически они были экстремистским крылом фарисеев.
После римского завоевания именно фарисейские старейшины пришли к римлянам и сказали, что ввиду предписания Моисея ими не должен править никто, кроме священников их Бога, т. е. евреями не должен править царь. Легко представить себе реакцию римлян на это требование: во всяком случае, на просьбы со стороны еврейских «умеренных» никакого внимания не обратили, и экстремистская оппозиция таким образом неизбежно усилилась.
Именно идолопоклонство Ирода и кровопролитие впервые вызвали появление общественной оппозиции, непримиримой к введенным римлянами в Иудее всем характерным институтам эллинистического мира — гимнасиям, аренам и, что самое возмутительное, идолам (статуям), служившим объектами поклонения: все это было оскорбительно и отвратительно для благочестивых иудеев. Когда это движение начало принимать организованную форму, одной из первых его публичных акций стала попытка убить Ирода. Десять «кинжальщиков» в Иерусалиме попытались пустить в дело свои кинжалы, однако их заговор был предан и их подвергли жесточайшим пыткам и смертной казни.
К концу своей жизни Ирод был награжден большим золотым орлом, которого нужно было установить над великими воротами Храма таким образом, чтобы он сверкал в лучах солнца. Этому решительно воспротивились два учителя Торы, Иуда бен Сарифай и Матфей бен Маргалот, которые вместе с 40 юношами стащили орла на землю, — все они были казнены. После смерти Ирода страна начала кишеть «бандами разбойников». Еврейская Пасха в 4 г. до н. э. была отмечена большой резней пилигримов в Иерусалиме.
Вопрос о преемнике Ирода оставался открытым в течение целого десятилетия. Римляне не позволяли его старшему сыну (Архе-лаю) вступить в эту должность; они держали его в положении испытуемого. Он оказался неудовлетворительной кандидатурой не только для римлян, но и для евреев тоже; в 6 г. н. э. он был изгнан. Иудея — Самария была реорганизована как аннексированная провинция Сирии, находившаяся на попечении императорского прокуратора при его полной финансовой и военной власти над ней, включая также и право наказания смертной казнью. Этот прокуратор (Ко-поний) был первым в той линии, которая включала в себя и самого знаменитого из всех прокураторов — Понтия Пилата, известного вынесением приговора Иисусу и его казнью.
Когда Иудея — Самария была включена непосредственно в сферу римского управления, естественно, понадобилась перепись: император Август приказал послу Сирии провести ее. Перепись людей рассматривалась всеми набожными иудеями как акт, противоречащий воле Яхве; даже тогда, когда перепись произвел Моисей, это произошло только потому, что Яхве специально приказал ему сделать это. Через несколько столетий, когда перепись произвел Давид, Яхве наслал на евреев смертоносную чуму (2 Цар. 24); в Библии имеются такие пророчества, как, например, пророчества
Осии (2:1), в Торе (Быт. 15:5, 22:17, 32:12) содержатся недвусмысленные утверждения, говорящие о том, что израильтян столько, что они «как песок морской, которого не исчислить от множества» (Быт. 32:12).
Кроме того, перепись была дополнительной мерой по включению Иудеи — Самарии в сферу непосредственного управления со стороны языческой власти: таким образом, согласно римскому праву, эта территория была, в сущности, конфискована. Это полностью противоречило иудаистскому учению, согласно которому Яхве обещал эту землю евреям (Лев. 25:23).