Агитация за Царство БожьеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Агитация за Царство БожьеСтраница 5
Именно эта перепись (начальная точка повествования Евангелия от Луки) спровоцировала движение активного мессианства, которое достигло кульминации во время римско-иудейской войны 66—70 гг. Эта перепись, наряду с включением Иудеи — Самарии в сферу римского управления, послужила началом карьеры Иуды Галилеянина, выделявшегося среди тех многих активных проповедников Царства Божьего, которые появились после смерти Ирода и действовали вплоть до войны против римлян и позже.
До тех пор, пока царствование Ирода не закончилось, брожение, связанное с предсказанием апокалипсиса, оставалось пассивным. Отдельные индивиды не решались что-либо сделать, чтобы помочь Яхве, целью Маккавеев была защита иудаизма от совместной атаки со стороны греков и евреев-отступников. Сами Маккавеи не намеревались устанавливать Царство Божье. Один только Яхве мог трансформировать мир и восстановить суверенитет еврейского народа (Дан. 7:14, 18, 27).
Несомненно, пользу от этого получили бы не все евреи: Иисус и Иоанн Креститель призывали людей к «покаянию» — только праведные и набожные, как прошлого, так и нынешнего поколения, могли разделить Царство Божье. Праведные, которые уже умерли, воскреснут, чтобы участвовать в новом порядке мира. Эта концепция обрела новую востребованность и агитационную остроту к концу царствования Ирода Великого; после его смерти она стала центральной осью восстания против римлян и поддерживавшего их высшего класса евреев.
Несомненно, именно Иуда Галилеянин осуществил на личном примере теорию и практику религиозно-политического восстания против Рима. Будучи мыслителем и еще только учась этому делу, он тем не менее был человеком действия. Его взгляды в сущности совпадали со взглядами крупной группировки евреев, известной как фарисеи, которые отличались от аристократов, священствующих саддукеев, главным образом, своим пластичным отношением к писаниям.
Галилеянин выделялся исключительной решимостью воплотить свои взгляды в жизнь. То, что он сделал, — это, так сказать, усвоил первую заповедь «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» и применил свою интерпретацию ее в действии. По его мнению, эта заповедь в условиях того времени обладала безоговорочной простотой: если нельзя принять другого бога, кроме Яхве, Бога Вселенной, и если Яхве — это единственный правитель евреев, то нельзя терпеть никакой формы преданности кому-либо другому.
Но если нельзя терпеть никакого чужого правительства, если римляне вынуждены были прибегнуть к прямому управлению страной, даже без «фигового листка» в виде иудейского царя, то оставался только один выход — ликвидация римского правления; и не просто внутреннее сопротивление римлянам, а активное восстание.
Несомненно, действовавшее вне Галилеи лицо, по кличке Галилеянин, строило свою тактику по образцу Давида и ранних Маккавеев: он прятался в пещерах Восточной Иудеи и из этих и подобных им засад неожиданно нападал на небольшие вооруженные римские отряды, на путешествующих должностных лиц и известных личностей; он также отбирал собственность у богатых евреев и разорял нееврейские территории, щадя основное еврейское население, чья добрая воля была очень важна для движения. Судьба его неизвестна, он, несомненно, был убит, а его окружение со временем рассеялось (Деян. 5:37).
Вся семья Иуды прославилась своей непримиримостью. Его отец Хезекия с группой «бандитов» был казнен Иродом, а Иуда, его сыновья и внуки провели жизнь в упорном сопротивлении идолопоклоннической римской власти. Разумеется, именно политический элемент их деятельности стал причиной их неблаговидной репутации: большая часть информации о них просочилась через труды еврейского историка Иосифа Флавия, который, находясь на службе у римлян, использовал любую возможность, чтобы оклеветать их. Тем не менее в одной из нейтральных ремарок он обобщает их философию: «Снова другие [зелоты] не называют никого Господи, кроме Бога, даже при том, что они достойны пытки и убийства»1.
Движение Иуды Галилеянина против римлян, в аспекте наступления Конца света, было кризисом: его борьбу против переписи населения, против римской оккупации страны, против языческой власти в целом со всеми ее несчастьями можно было убедительно приписать страданиям Мессии, которые должны были сопровождать наступление Конца света. Перепись населения просто проверила веру людей и их готовность к Царству Божьему. С этого момента истинными евреями можно было считать лишь тех евреев, которые отказались подчиняться римскому императору.
Провозглашение Иудой Галилеянином исключительной власти Яхве было первым шагом к освобождению Израиля в период Конца света. Оно усилило акцент Первой заповеди на начале Царства Божьего тем, что подтекст ее подавался как один из десяти, и политическим заострением фразы: «Услышь, о Израиль!» — что разрушило рутинный аспект ритуальной формулы, повторяемой ежедневно, и вынуждало индивида обратить внимание на его осведомленность в этих подтекстах.