Агитация за Царство БожьеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Агитация за Царство БожьеСтраница 11
Нельзя переоценивать тот факт, что по своему характеру движение «активистов» Галилеянина было целиком религиозным; в принципе оно охватывало все еврейство, которое, считая себя избранным народом Яхве, должно было соответствовать требованиям своей избранности.
Разумеется, это не имело ничего общего с национальной принадлежностью, хотя чистокровные евреи отождествлялись со своей религией. Но еврейские вероотступники — квиетисты, желавшие жить в мире с Римом, должны быть изгнаны или убиты, тогда как язычники, принявшие Тору, приветствовались. Для зелотов оставшейся части Израиля, которые должны были выиграть от установления Царства Божьего, важно было не только уцелеть в вооруженной борьбе с их врагами, но и лично воскреснуть среди праведников, павших в битве.
Можно сказать наверняка, что многие евреи, особенно саддукеи, не верили ни в загробную жизнь, ни в личное воскресение.
Естественно, ожидания Царства Божьего сопровождались усилением религиозного рвения; и даже древние пророки (Исаия, 32:15, 44:3; Иезекииль, 11:19, 36:26) обещали дар «Духа» в качестве компонента перехода к раю, перенесенного в будущее. Таким образом, когда религиозное рвение интенсифицировалось под влиянием владычества римлян и Конец света, казалось, был «под рукой», все евреи, естественно, задумались о необходимости для себя обладать «Духом».
Вот почему в Деяниях (2:17 и сл.) многое взято из Иоиля (2:28 и сл.), где Бог говорит: « .излию от Духа Моего на всякую плоть .», что служило прелюдией к великому изменению. (См. также Рим. 5:5, 8; Гал. 3:2 и др.) Иудея, Самария и Галилея были в самом деле переполнены «пророками» всех мастей, все чувствовали свою «избранность» Богом в переходный период, связанный с Концом света, для роли, требовавшей от них быть исполненными «Духом».
Волнения из-за наступления Конца света заставили также верующих заявить о своем постижении хода истории, ведь они должны были обладать способностью предсказывать события реальной жизни: в Деяниях апостолов, например, сказано, что один из «пророков», который пришел к Антиоху из Иерусалима, «встал и Дух предсказал ему, что во всем мире наступит великий мор» (11:28).
Иными словами, в спекуляциях о событиях переходного периода между разгромом светской языческой власти и возникновением Мессианского Царства, которое, по предположению ученых, предшествует самому Царству Божьему, наверняка не было ничего ясного и четкого. Не существовало никакого ограничения в бесконечных комбинациях сил, вовлеченных в прямое вмешательство Яхве. Это могли быть ангелы, различные процессы разложения среди врагов Яхве, различные народы, участвующие в совместном нападении на народ Израиля с Востока, и так далее.
В общем, еврейские мистики полагали, что действительному спасению, которое считалось само собой разумеющимся при появлении вестника Царства Божьего, будет предшествовать эра «Страшного суда» — «угрызений совести Мессии».
Поскольку точных предсказаний не существовало, форма и природа этого Суда Божьего достаточно часто менялись. Пострадает не только Израиль, но и все народы, живущие на земле, и даже сам естественный порядок. Звезды будут сбиты с их путей, справедливость исчезнет с лица земли, произойдут природные катастрофы, социальные сдвиги, распространятся болезни, наступит голод и т. д.
В особенности все эти ужасы произойдут в Иудее, в святилище евреев, став последней яростной атакой языческой власти. Несомненно, исторической моделью таких спекуляций было гонение Ан-тиоха IV на иудаизм два столетия тому назад. Эти представления владели сознанием тех, кто болезненно переживал покорение Иерусалима Помпеем в 63 г. до н. э., был свидетелем бунтов после смерти Ирода в 4 г. до н. э. (примерно во время рождения Иисуса), а также жил при римском прокураторском режиме, когда религиозные чувства были раздражены римским контролем над самим Храмом.
Постоянное возбуждение довлело над двумя поколениями. Например, всего через несколько лет после смерти Иисуса Калигула приказал установить в Храме собственную статую, которой следовало поклоняться как Богу, и лишь его смерть предотвратила всеобщее восстание.
Конечно, общую идею искупления Израиля, исходящего от космических сверхсил, от врага самого Бога, можно проследить в Священном Писании (Иезекииль, Даниил). При римской оккупации Иудеи и Самарии этим врагом Бога был, естественно, Рим, который символизировал «Четвертое Царство» Даниила. Именно эта правдоподобная, но на самом деле надуманная идентификация, в которой Рим стал воплощением худших предчувствий о гибели, угрожающей Израилю, наложила свой отпечаток на волнения по поводу Конца света в I в. н. э.
Рим был естественным современным воплощением зла, олицетворенного в главных исторических врагах Израиля: Амалёке и Вавилоне, разрушителе Иерусалима, которого символизировал Эсау-Эдом в текущем веке. Здесь роль Ирода Великого облегчила перенесение ненависти с Эдома на римлян. Таким образом, космическая роль, когда-то приписанная Антиоху IV, могла быть перенесена на римлян, чей император приобрел черты тирана эпохи Конца света. Развившийся культ императоров, естественно, помог сфокусировать эту ненависть.