Агитация за Царство БожьеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Агитация за Царство БожьеСтраница 8
Политическая свобода была лишь одним аспектом «свободы», за которую хотели умереть религиозные бунтовщики. Начиная с движения Галилеянина, оказавшего сопротивление римской переписи 6 г., до самоубийства при Масаде последних оставшихся в живых участников римско-иудейской войны 66—70 гг., свобода, которой искали люди Яхве, означала полную отмену всех институтов, введенных языческим Римом. Например, в 73 г. лидер масадского гарнизона должен был повторить мотив Иуды Галилеянина: «С самого начала мы боролись за достижение свободы». Для него погибшие — счастливчики: «Они пали в борьбе за свободу»2. Таким образом, тема, воплощенная в обращении «активистов» к двум поколениям иудеев, была фактически темой их полной свободы под покровительством Яхве.
Освобождение Израиля в Конце света, которое выразилось в чудесах, сотворенных Богом во время Исхода из Египта, на этот раз, безусловно, проявится в значительно более грандиозном масштабе. Когда Бог подавал знаки свободы тем, кто бежал в пустыню в день Галилеянина, эти «знаки» реально оказывались «знаками», подаваемыми Богом израильтянам, забывшим свои доводы в пользу ухода из Египта и упрекающим Моисея за свои страдания в пустыне. Так, согласно Иуде Галилеянину, Яхве мог бы «приблизить конец», если бы евреи продемонстрировали свою готовность ускорить наступление Конца света путем сотрудничества с Яхве в реализации его великого плана.
Идеи о Царстве Божьем и спасении евреев в Конце света имели свое логическое продолжение. Если Яхве, устраняя несправедливости во вселенной, вернул бы также и благополучие евреев, то со стороны Израиля было бы совершенно естественным править миром от лица Яхве. Итак, израильтяне и их Бог будут управлять вселенной.
Это представление об управлении миром Израилем от имени Яхве появилось при правлении преемников Александра Великого (примерно в 165 г. до н. э., по Даниилу) и распространилось позднее3. «Активисты» пропаганды Царства Божьего заявили, что роль Израиля заключается в совершении Последнего суда над всеми идолопоклонниками в целом и над угнетателями Израиля в частности. Фактически это было сутью национальной надежды, высоко поднятой зелотами. Она ясно отражается в евангелиях. Иисус сказал: «Вы, последовавшие за Мною, — в паки бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28, также Лк. 22:28). «А мы [паломники из Эммауса] надеялись было, что Он есть Тот, который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21). Они спросили Иисуса: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6).
Разумеется, детали установления Царства Божьего не были согласованы. Некоторые верующие думали, что Царство Божье — просто реформированный естественный мир, поставленный под прямое управление Яхве, а другие верили в сверхъестественное Царство не от мира сего.
Савл из Тарса, современник Иисуса, верил именно в такое, потустороннее, Царство, в котором нет места национально-религиозному сопротивлению иудеев Риму. Как мы увидим, влияние Савла должно было постепенно сыграть решающую роль в формировании христианства, но на это ушло много десятилетий.
Зелоты сконцентрировались на старомодной, чисто национальной теории Конца света в реальном мире, сфокусированной на реставрации Израиля. Деятельность зелотов возродила идею Мессии из плоти и крови, и, поскольку угнетение римлян делалось невыносимым, концепция Мессии ко времени Иисуса и Савла стала конкретной и актуальной.
Находя опору в рвении масс, зелотское движение, естественно, проникло и в храмовую среду. Нижние слои духовенства, возможно с самого начала, присоединились к зелотам; и именно они в поколении, пришедшем после Иисуса, должны были начать войну против римлян, отказавшись от ежедневных жертвоприношений в Храме в честь римского императора и римлян. Этот обряд был установлен высшими классами в качестве публичной демонстрации верности империи. Низшие же категории священников находились в состоянии постоянного брожения. Мессианская идея воспламеняла также и отдельных аристократов.
Мессианская идея по сути своей была опровергнута ее провалом. Посмертная карьера Иисуса была уникальной, поскольку специфические обстоятельства его смерти, в конце концов, привели к совершенно другому типу движения; как мы увидим, оно находится абсолютно вне орбиты традиционных иудаистских идей.
В течение многих лет появлялись мессии и пророки, и все они выполняли задание одного Бога, чье вмешательство было «близко», но все они один за другим кончали поражением и смертью.
В то же время распад многочисленных мессианских движений, распространенных в этот период, никогда не мог поколебать религиозное убеждение в том, что как бы ни складывалось положение в данный момент, все будет в порядке: Яхве добьется цели и спасет Израиль вслед за появлением настоящего Мессии.