Соперники СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники СавлаСтраница 1
Несмотря на более поздние апологии, в том числе и Савлову, совершенно ясно, что распятие Иисуса считалось всеми евреями унизительной формой казни. Следовательно, хотя на Иисуса и можно было смотреть с уважением, и даже почитать как замученного героя еврейского сопротивления ненавистным римлянам, первоначально его влияние должно было быть полностью мирским. Считалось, что еврейские Мессии обязательно должны быть победоносными. Для чего же еще им быть Мессиями?
Только фактор эмоциональной экзальтации, приводящей к вере, мог предварить распад светского движения Иисуса. Усиление веры было вызвано убежденностью в том, что Иисус вернется во всей славе и что его смерть была только временной задержкой в исполнении замысла Яхве.
Именно видение Симона-Камня (Петра) на Галилейском море воспламенило окружение Иисуса и породило новый сценарий для подлинного объяснения карьеры Иисуса. Таким образом, было создано правдоподобное объяснение того, почему его смерть (лишь кажущаяся смерть, как свидетельствовало видение!) была лишь временным прекращением жизни и почему его пришествие во славе — на переломе эпох — окончательно завершит достижение его цели, цели бесчисленных благочестивых евреев. Так кажущаяся безнадежной ситуация с распятием Иисуса стала исходным пунктом чего-то совершенно иного — новой надежды, основанной на новой теории.
Хотя Савл, по-видимому, никогда не видел Иисуса во плоти, его собственное видение воскресшего Иисуса сразу же повлекло его вместе с последователями Иисуса в Иерусалим и таким образом соединило его судьбу с судьбой еврейской общины в Палестине, которая являлась центром обширной еврейской диаспоры, бесчисленных общин евреев, рассеянных по всей Восточной Римской империи и за ее пределами — от Египта и Малой Азии до Персии.
Сразу же после казни Иисуса или, скорее всего, после видения Симона-Петра небольшая община тех, на кого повлияло это вид е-ние, устроилась в Иерусалиме. Весть об этом видении дошла до грекоязычных евреев из диаспоры, которые построили различные синагоги в Иерусалиме, и от этих небольших групп грекоязычных евреев распространилась в самой диаспоре.
Савл присоединился к последователям Иисуса в возрасте примерно 34 лет, через несколько лет после распятия; спустя еще несколько лет он встретился с Иаковом в Иерусалиме, куда пришел посоветоваться с Симоном-Петром. В то время он просто увидел Иакова, не делая попыток обратиться к нему. Но во время своего следующего посещения Иерусалима — примерно через пятнадцать лет, в возрасте около 51 года — он отмечает первенство Иакова среди последователей Иисуса, называя его первым из трех «столпов». Это мнение подкрепляется одним местом в Послании к Галатам (2:1, 9), где о Симоне говорится, что он покорно подчинился посланникам Иакова в Антиохии.
Едва ли можно переоценить значение еврейства иерусалимских последователей Иисуса. Что бы их позже ни отличало от Савла и каково бы ни было собственное отношение Савла к фундаментальному вопросу о статусе иудаизма, ясно (из Деяний), что последователи Иисуса были не кем иными, как благочестивыми евреями, полностью едиными — в своих обычаях и ритуалах — с храмовой средой. Подтверждение этому настолько отчетливо запечатлелось в ранних документах, что дожило до апологетически мотивированного презрения к евреям в целом, которое явно просматривается в основном в евангелиях и Деяниях.