Соперники СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники СавлаСтраница 5
Совершенно очевидно, что Иерусалим был административным центром распространения новых взглядов. Сообщалось о создании особой комиссии с поручением проповедовать самаритянам (Деян. 8:14 и сл.), в ней обсуждалась проблема обращения язычников Кесарии (11:1—18); другая комиссия была послана иерусалимской группой для исследования антиохийских конгрегаций в связи с проповедью тамошним язычникам (11:22, 23); а формальное собрание при этом установило условия принятия язычников в общину последователей Иисуса (15:6—29).
Савл находился в близком контакте с иерусалимской общиной (Деян. 9:27—30; 11:25, 26, 30; 15:2 и сл.; 18:22). Его личный отчет послужил причиной для его последнего визита в Иерусалим (21:18, 19), который закончился, по-видимому, его смертью, хотя ничего не говорится о том, какая ответственность за это легла на иерусалимских иисусистов.
Если говорить более конкретно, существует свидетельство, что Иаков обладал авторитетом за пределами Палестины, а также среди значительной части новообращенных язычников. В Антиохии Симон, «столп», без возражений принимает упреки со стороны посланцев Иакова, поскольку Симон сел за один стол с язычниками (Гал. 2:9, 11, 12). Короче говоря, Иаков — «брат Господень» — превосходит всех остальных (Гал. 11:19).
Вот формулировка, зафиксированная Савлом:
«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне как некоему извергу» (1 Кор. 15:3—8).
По-видимому, эта формулировка очень рано достигла нынешней литургической формы. Она выявляет в самых ранних конгрегациях иерархический статус свидетелей воскресения среди тех, кто упомянут по имени, кроме, разумеется, самого Савла. Личный статус Савла должен был поддерживаться различными способами из-за его опоздания в присоединении к новому течению и из-за его репутации противника, которой он пользовался, по-видимому, до того, как был захлестнут религиозными эмоциями по дороге в Дамаск.
Здесь вырисовывается загадка: чему такому мог научиться Савл под началом Иакова, что позволило ему продолжать свое дело до тех пор, пока он с ним не поссорился? И каковы были истинные его отношения с иерусалимскими последователями Иисуса?
Трудно понять различие между последователями Иисуса и Савлом до происшествия под Дамаском, которое преломило и усилило его рвение. В частности, невозможно понять причины его «гонений» на последователей Иисуса, если не принимать во внимание то характерное для него неистовство, из которого столь многое следовало в Деяниях (7:58; 8:1—3; 9:1—2). Несомненно, это часть того замысла, который должен был выявить поразительный контраст до и после его обращения; его собственные замечания по поводу его ненависти к последователям Иисуса до его припадка под Дамаском (Гал. 1:13 и 1 Кор. 15:9) довольно загадочны, если, конечно, являются подлинными.