Соперники СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники СавлаСтраница 18
«Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29—30).
Этот отрывок полон необъяснимого дурного предчувствия. По-видимому, он собирался в Иерусалим, несмотря на предупреждения Святого Духа; его ведь могли ожидать страдания, возможно, и смерть. Он говорит сочувствующим ему, что никогда не увидит их снова; он мрачно предвидит те проблемы, которые должны возникнуть, когда он уйдет. По дороге в Иерусалим один пророк, устами которого вещал Святой Дух, предупреждает Савла, что фактически он будет арестован иудеями и предан в руки язычников (Деян. 21:10—12).
Несмотря на все эти предостережения, зафиксированные безо всяких объяснений, Савл упорствует; читатель Деяний должен поверить в то, что эта поездка была неизбежной. По-видимому, автор этой книги рассказал читателю тот минимум, который допускался его апологетическим намерением.
Разумеется, критическим эпизодом является поведение Савла в Иерусалиме. После того как он сообщает о своей работе Иакову в присутствии пресвитеров (Деян. 21:18, 19), вся эта группа «прославляет Бога». Затем Иаков указывает на то, что они наслышаны о противодействии Савла обрезанию язычников и соблюдению ими требований Торы (Деян. 21:20—22).
Теперь, хотя автор Деяний и не делает из всего этого никаких выводов, они тем не менее очевидны. Иерусалимские иисусисты преданы Торе; все они враждебно настроены по отношению к Савлу за его поведение в диаспоре. С их собственной точки зрения, как мы узнаем из Посланий Савла, они полностью правы.
Это то, что приводит к проверке ортодоксальности Савла (Деян. 21:23, 24). Кроме того, в данном случае фоном убедительным образом служит сам фактический материал, то есть материал, невольно включенный в книгу ее автором. Здесь совершенно не оспаривается власть «центра». Это, должно быть, отражало историческую реальность; Савл был вынужден принять решения ядра последователей Иисуса, обосновавшихся в Храме. Именно для них он сделал свой отчет, а они обвинили его в нарушении дисциплины.
Трактовка Савловой смерти в Деяниях подчеркивает крайне важный вопрос всей летописи — тот самый вопрос, который, разумеется, и представляет собой причину апологии летописца. Логически новая интерпретация Савлом Торы или, скорее, новая интерпретация взаимодействия между Торой и спасением после воскресения Иисуса, привела к отрицанию уникального положения Израиля (Гал. 1:10; 1 Кор. 16:1—6; Кор. 9:1—15; Рим. 15:25—27).
По этой причине Иакову легко было поставить Савла перед сложной дилеммой. Савл должен был показать, что он живет по Торе, что о нем говорили «несправедливо» (Деян. 21:24). Он должен был оплатить материальные издержки обета четырех назореев, которые должны были остричь свои головы; он также должен был очиститься вместе с ними.
Назорейский обет был древним и дорогим обычаем, который считался убедительным символом благочестия1. Сам Иаков был назореем; его голова была острижена, он не пил вина или крепких напитков и не ел мяса2. (Разумеется, именно поэтому его называли «Праведный».)