Соперники СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники СавлаСтраница 8
Едва ли можно полагать, что основатели антиохийской конгрегации и сам Савл могли осознанно выйти в своей деятельности за рамки иудаизма, мощного института, который поддерживался могущественным правительством с помощью известного среди многих народов, богатого и солидно устроенного Храма. Да и невозможно, как мы увидим, чтобы Савл или кто-нибудь еще в рамках официального иудаизма просто не считался с желаниями центральной общины молящихся в Храме последователей Иисуса, возглавляемых братом Иисуса Иаковом.
Так что если мы признаем, что иерусалимские последователи Иисуса просто пришли к мнению, что Царство Божье по своей природе способствует разрушению всего мирского порядка (власти римлян, а вдобавок и всех ее реквизитов в местных аристократиях), то должен был произойти раскол в самой иерархии Храма между квиетистами (как мы увидим, с некоторыми известными исключениями), поддерживающими status quo мятежниками, включая низшие чины иерархии Храма.
Иудейская ортодоксия всех групп проявлялась очевидным образом. Все последователи Иисуса были прочно закованы в цепи несомненной преданности Торе; но важнее то, что, как мы увидим, они были вовлечены в национальное сопротивление Риму.
Очевидно, многие священники и фарисеи были членами небольшой общины иерусалимских последователей Иисуса (Деян. 6:7; 15:5). Многие последователи Иисуса приняли, как и сам Савл, обет назорей-ства (Деян. 21:23—24; 18:18). Иаков упоминает многих иисусистов как «ревнителей закона» (Деян. 21:20); даже если это не означает, что они фактически были зелотами, то, по крайней мере, это свидетельствует об их воинствующей ортодоксии. Однако это совершенно неудивительно, учитывая сущностное тождество между различными группами национальных «активистов». Поэтому когда священники присоединились к общине иерусалимских последователей Иисуса, то в их профессиональном статусе не произошло никаких изменений вообще.
Бунтари представляли собой неотъемлемую составляющую непокорной части палестинских евреев. Во всяком случае, их было достаточно много для того, чтобы всего лишь через несколько лет после смерти Савла вспыхнуло фатальное восстание 66—70 гг., которое вызвало разногласие в руководстве Храма.
В действительности это означало, что идея восстания против Рима буквально носилась в воздухе в общине последователей Иисуса, а также, что Иаков стал верным последователем своего брата в том, что касается кардинального аспекта его надежд на установление Царства.
Утверждение Савла о мистическом единстве Церкви — мистическом Теле Христа в видении идеальной общины Бога, окруженной «плотью и кровью», т. е. человеческими конгрегациями, состоящими из верующих в спасительную роль Иисуса,— автоматически влекло за собой принятие авторитета последователей Иисуса в Иерусалиме — несомненном центре нарождающейся веры (Рим. 15:19; Гал. 1:17 и сл.; 1 Кор. 16:3).
Возможно, так было потому, что во время драматической жизни Иисуса произошли все самые важные события (за исключением видения Симона), но, кроме того, несомненно, благодаря тому, что Иерусалим продолжал оставаться религиозным центром для всех евреев.